Еще пару-тройку лет назад ЗАО «Покров», обосновавшееся на землях некогда крепкого совхоза «Прогресс», входило в пятерку сильнейших хозяйств Рыбинского района. А по темпам экономического роста вообще, как принято говорить, было впереди планеты всей. Сельхозпредприятие не просто развивалось. На рынке продовольственного производства оно вело себя как хищник. Лихо «проглотило» большесельскую птицефабрику. Финансовые обороты ЗАО зашкаливали. А его директор Дмитрий Пазухин на фоне производственных успехов смотрелся как Наполеон после Аустерлица, достигший самой вершины своего могущества. В середине января нынешнего года все благополучие хозяйства, которым Пазухин руководил около шести лет, рассыпалось, как карточный домик!
{image0} На собрание селян, принявшее решение о ликвидации ЗАО «Покров», никто из районных чиновников, несмотря на многочисленные приглашения, так и не явился. В это время руководители сельхозпредприятия без сантиментов, просто поставили собственников в известность о наличии огромной отрицательной разницы между доходами и обязательными расходами хозяйства, так называемого кассового разрыва. И предложили закрыть хозяйство, распродав его имущества с молотка. Вскоре в ЗАО «Покров» появился конкурсный управляющий, которому было поручено провести ликвидацию. Простым работникам при этом разъяснять, что случилось и почему, никто не стал. Им лишь выдали на руки бумажки, в которых сообщалось, что работать в хозяйстве им осталось максимум до 24 марта 2011 года. О грядущем локауте известили и биржу труда, куда всем им вскоре и придется обратиться в поисках новой работы.
Тем временем Владимир Емельянович Кузнецов (так зовут конкурсного управляющего, подписавшегося ликвидировать ЗАО «Покров») взялся за управление процессом со знанием дела. Значительная часть покровского стада пополнило поголовье в соседних «Заветах Ильича». Часть тельных коров вообще продали фермеру на забой. На фермы «Покрова» зачастили новые покупатели. Особо переживать об уничтожении хозяйства его ликвидаторам при этом не приходится. Обратного пути, по их словам, уже не будет. В ближайшие дни, как нам удалось узнать, начнется продажа и техники.
В хозяйстве все еще работают прекрасные механизаторские кадры. Доверху забитые зернохранилища. Наконец, все еще не распроданный парк техники, который находится в прекрасном рабочем состоянии. Но оно уничтожается под ноль. И вот почему. При пятидесяти семи работниках в Рыбинском районе и тридцати семи в Большесельском на «Покрове» «висит» изрядная задолженность по кредитам. Один — на 13 миллионов. Другой, по словам конкурсного управляющего Кузнецова, — еще на пятьдесят. Если порыться в бухгалтерской отчетности, к которой нас, кстати, не допустили, наверное, найдется еще не одна задолженность. И вот уже более двух месяцев как «Покров» полностью прекратил выплаты по кредитам.
А ведь еще совсем недавно было все по-другому. Уже в постсоветское время целых девять лет хозяйством руководила Нина Ивановна Жукова. Человек уважаемый. Депутат Государственной думы Ярославской области. В ее руках хозяйство если и не процветало, то всегда выглядело крепким, жизнеспособным. И зарплаты по сельским меркам были сносные. Дойное стадо доходило до 150 голов. Бычков на откорм одновременно держали до четырех сотен. Свиней с подсвинками было до трехсот. Сажали картошку — до 70 гектаров. Зерновые — до 350-380 га. Даже простейшие комбикорма удавалось делать самим. Работал собственный цех по переработке зерна. Перемалывали его в мелкую крошку. Чуть ли не в муку. Добавляли что следует. Этим скотину и кормили.
Когда спустя некоторое время после Жуковой хозяйство возглавил Дмитрий Пазухин, казалось, будет еще лучше. По образованию агроном, выпускник ярославской Тимирязевской академии, работавший до этого инженером в «Малиновце» и директором в «Ермаке», казалось, он больше других подходил на это место.
Начал новый руководитель с того, что без особого сожаления продал под кафе новую столовую колхоза, построенную при его предшественнице. Не без помощи этого без особых хлопот преодолел временные трудности, последовавшие за уходом Жуковой. Пазухин съездил в Ярославль, в областной департамент АПК, и добился реструктуризации возникшего было у сельхозпредприятия небольшого долга. Начался ремонт скотных дворов. Был закуплен новый скот.
Довел его поголовье до семисот. Из них — 150 коров, 60 телочек, остальные — бычки, выращиваемые на мясо. Вновь зажил припеваючи свинарник. Начало хозяйство и зарабатывать крупные деньги. Ежемесячная выручка спустя два года с начала работы Пазухина в «Покрове» уже подскочила под миллион.
Все бы хорошо. Вот только не всегда действия нового председателя оказывались предсказуемыми. Как утверждают сами селяне, пробил он еще через губернатора Анатолия Лисицына кредит на восстановление фермы, а вместо этого деньги были пущены почему-то на покупку обанкротившейся птицефабрики, расположенной в соседнем Большесельском районе.
Хотя Пазухин по натуре и молчун, пару лет назад он все же проговорился журналистам, почему это было сделано. «Да все очень просто. — Рассказал он корреспонденту «Северного края» Марине Морозовой. — Нужно развиваться. Нужны кредиты. Но что выходит? Если у тебя оборот шесть миллионов, то и кредит ты получишь только на миллион. Встал вопрос, как найти то, что даст скорую отдачу, быстрый оборот. А птицеводство сегодня — высокодоходная отрасль. Если бы я взял кредит под молоко, к примеру, десять миллионов рублей, поставил бы двор, двести голов скота, то годовой доход получил бы миллионов десять, не больше. А вложились в фабрику — птицу вырастили и уже получаем отдачу, годовой доход с нее 50 миллионов. На следующий год шестьдесят будет. Есть разница? Теперь, когда я прихожу в банк, со мной обращаются как с нормальным клиентом, у которого нормальная база за плечами».
Судя по всему, заинтересованные лица кредиты давали охотно. Банки давали деньгами. Хитроумные дельцы опутывали высоко поднимающее голову хозяйство долговыми обязательствами за поставленный комбикорм. Дальше — больше. Довершил дело рост цен на корма, стоимость которых в прошлом году выросла на 40 процентов. Вероятно, на каком-то этапе процесс стал напоминать растущую финансовую пирамиду. Это лишь предположение, поскольку ни старые, ни новые руководители предприятия не спешат открыть перед общественностью и журналистами бухгалтерские книги «Покрова». Но, возможно, как и в истории с ООО «МММ» старые долги «Покрову» пришлось покрывать новыми кредитами. В конце осени прошлого года раздувшийся пузырь лопнул. Сельхозпредприятие вынуждено было остановить выплаты по долгам.
Дмитрий Пазухин в это время совершенно случайно из хозяйства исчез. Какое-то время до него не могли дозвониться. Позже выяснилось, что он отбыл в Ермаково, где вынужден поправлять пошатнувшееся было здоровье. Некто Зубов, которого, как утверждают селяне, Пазухин хотел поставить вместо себя, найти общий язык с работниками сельхозпредприятия так и не смог. В результате в середине января и было принято решение о ликвидации ЗАО «Покров».
Это второе унаследованное с советских времен крупное сельхозпредприятие Рыбинского района, ушедшее в небытие. Три года назад в мир иной отбыл «Луч» из соседнего Никольского. Не исключено, что третьим в списке будет также расположенное по соседству СПК «Рыбинский». По крайней мере, о проблемах этого сельхозпредприятия уже не стесняются говорить вслух.