Выставочный сезон 2011 года Рыбинский музей-заповедник открыл фотопроектом угличанина Виктора Бородулина «Сельские храмы Верхневолжья». Виктор работает инженером, однако фотография – важная часть его жизни. Он активно участвует в выставках, публикует свои работы, преимущественно в жанре пейзажа, в отечественных и зарубежных изданиях.
{image0} То, что представлено на этой выставке тоже, в принципе, можно назвать пейзажами (есть и несколько интерьеров). В общем-то, красивыми. Отметим и несомненное мастерство фотографа, и несомненную красоту запечатленных им храмов Ярославской и Тверской областей. Среди них есть и уникальные по древности здания XV-XVI веков, и прекрасные творения, несущие печать гения архитекторов Нового времени: К. Бланка, Н. Львова, К. Тона. Фотографии заботливо снабжены подробными комментариями автора. Каждый из этих храмов был и остается центром своей округи. Центром духовным и центром красоты.
Но, глядя на фотографии Виктора Бородулина, видишь, в каком состоянии сейчас эти центры, а с ними, как правило, и вся округа. Мы в городах уже отвыкли от вида изувеченных храмов, но стоит выйти за пределы, как потянутся прекрасные пейзажи с пугающими руинами ушедшей цивилизации. Они говорят о том, что двести лет назад эти места были полны жизни, здесь годами трудились артели каменщиков, живописцев, мастеров резьбы по дереву, делавших иконостасы, подобные триумфальным аркам. Потом наступили годы разрушительных гонений на веру, а, когда они кончились, оказалось, что русская деревня кончилась тоже. И никому теперь не нужны дивные сокровища – духовные и художественные. Ни государству, ни оставшимся жителям. Разве что оторвать что-нибудь да продать или «использовать в хозяйстве». {image1}
Конечно, не все так однозначно: нет-нет, да и увидишь на фотографиях заботливо ухоженную церковь, или на совсем запущенной руине засеребрится новая кровля и луковки с крестами. Это значит, что у здания появились спасители, что оно будет жить. Но таких обнадеживающих снимков – не больше четверти из общей сотни. А это значит, что еще через несколько десятилетий о деревенской культуре нашего края мы сможем судить лишь по снимкам Виктора Бородулина.