Домой История КОПАЕВСКИЙ ГЕНЕРАЛ

КОПАЕВСКИЙ ГЕНЕРАЛ

0

Как-то давно в автобусе маршрута № 1 я услышал: «А ты знаешь, что в Копаеве родился генерал?» Десять лет назад таинственный копаевский генерал приехал в Рыбинск из Москвы. Это был жизнерадостный, стройный, подтянутый человек. Его звали Николай Алексеевич Неелов.

В 1941 году учащийся Рыбинского техникума водного транспорта (ныне речное училище) комсомолец Николай Неелов вступил добровольцем в 234-ю Ярославскую Коммунистическую дивизию. 24 мая 1942 года дивизионная «Красноармейская газета» написала:
«Сегодня мы публикуем сообщение о награждении восемнадцати наших товарищей медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Каждый боец, командир и политработник встретит это сообщение с радостью, еще крепче сожмет винтовку в своих руках, с железной стойкостью и упорством будет истреблять фашистскую тварь… Николай Неелов! Это он, охраняя жизнь своего военкома, рискуя собой, уничтожил трех фашистов…Награжден медалью «За отвагу».
В этом же году молодого бойца направили на учебу в Ярославское пулеметно-минометное училище. После окончания ускоренных шестимесячных курсов Николай попал на Ленинградский фронт. Впоследствии воевал в составе Калининского, Западного, Второго и Третьего Прибалтийских фронтов. Был дважды ранен.
Великую Отечественную войну двадцатиоднолетний капитан Николай Неелов закончил в должности начальника штаба полка. 9 мая 1945 года полк Н.А. Неелова находился в бою. В этот день бойцы полка пленили целую дивизию врага, в том числе 296 офицеров и командира дивизии.
Между боями Николай Алексеевич вспоминал мирную жизнь. Он родился в 1923 году в Лодейно-польском уезде Петроградской губернии. В начале 1930-х годов семья
переехала в Рыбинск. Мама, Евдокия Петровна, поступила работать дояркой в совхоз № 2, где и трудилась всю жизнь.
До переезда в Рыбинск у Николая было два брата: Иван, 1925 года рождения, и Василий, появившийся на свет в 1928 году. В городе на Волге в 1930-е годы в семье Нееловых родились еще три мальчика и три девочки. С братом Иваном, кстати, судьба устроила Николаю случайную и кратковременную встречу на фронте. Иван также прошел всю войну.
Жизнь семьи была очень трудной. В одном из писем в Рыбинское речное училище генерал Н.А. Неелов писал: «В детстве и юности я испытал много горя и лишений, редко видел радостные дни… Но такая жизнь меня многому научила и закалила. Она, оказывается, лучшая школа».
Были у генерала и приятные воспоминания. Прежде всего о школе № 11, в которой он окончил 7 классов. Эту школу построили в 1937 году. С особой теплотой Николай Алексеевич вспоминал первого директора школы Ивана Андреевича Филатова, интеллигента в полном смысле этого слова. На всю жизнь будущий генерал запомнил и уроки учителя русского языка и литературы Веры Ивановны Тарасовой.
С любовью вспоминал генерал преподавателей техникума водного транспорта и особенно директора Евгения Васильевича Миловзорова: «Каждый из них делал свое дело так, чтобы научить нас мыслить. Они житейской мудрости нас учили».
В начале Великой Отечественной войны отец Николая, пятидесятичетырехлетний Алексей Иванович Неелов, еще ранее сына ушел добровольцем на фронт. Прошел всю войну, был награжден медалью «За отвагу», орденами Славы II и III степеней.
Пока отец и два сына воевали, маму Е.П. Неелову наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А вот с младшими братьями и сестрами случилась беда. Один за одним в военные годы ушли из жизни Юра, Саша, Вова, Нина, Вера и Галенька. Их маленькие тельца Евдокия Петровна похоронила на кладбище села Семеновского.
После войны Николай Алексеевич Неелов поступил учиться в Военную академию им. М.В. Фрунзе, которую закончил в 1951 году с отличием. Служил начальником штаба полка, заместителем командира гвардейской Таманской дивизии. Семь лет являлся начальником Московского высшего общевойскового командного училища им. Верховного Совета РСФСР. Семнадцать лет служил в должности заместителя командующего Московским военным округом.
За годы службы Н.А. Неелов заслужил многочисленные государственные награды, в том числе ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, три ордена Красной Звезды, 32 медали.
В 1987 году генерал-лейтенант Н.А. Неелов вышел в отставку… и активно занялся общественной работой. С 1988 года являлся членом Всероссийского совета ветеранов Вооруженных Сил. С 1990 года – руководителем методического совета при редколлегии уникального издания – Всероссийской книги памяти.
Был в жизни Николая Алексеевича день, правду о котором он скрывал более 50 лет, и раскрыл тайну только в 2005 году. Этот день – 25 июня 1953 года. Тогда двадцатидевятилетний подполковник Неелов занимал должность начальника штаба первого гвардейского Севастопольского полка Таманской дивизии. В июне 53-го полк находился на учениях и располагался в Алабинском лагере близ Москвы.
В 17.00 в домике, где жил Николай Алексеевич, раздался телефонный звонок: «С вами будет говорить министр обороны». И тут же в трубке зарокотал голос министра Н.А. Булганина: «Полку полная боевая тревога! Срочно прибыть в Москву, в Лефортово, в полном составе! Задача будет уточнена на месте!».
Мелькнула мысль: «Почему я?». Но на размышления не было ни секунды. Николай Алексеевич попрощался с женой, и уже в 17.20 колонна автомашин с личным составом полка в полном боевом снаряжении тронулась в сторону столицы.
В Лефортове к Неелову подбежал генерал-полковник К.С. Москаленко, только что назначенный командующим Московским военным округом: «Одну роту в Алешинские казармы, другую – на охрану штаба округа, все остальные – на зимние квартиры в Лефортово! Приказы выполнять только мои, министра обороны и его заместителя-маршала Жукова! Самому с группой офицеров прибыть в Алешинские казармы!».
В 23.00 к зданию гауптвахты возле Алешинских казарм подъехала вереница машин. Из них вышли генерал-полковники К.С. Москаленко, А.Л. Гетман и П.Ф. Батицкий. А затем из машины – Николай Алексеевич не поверил своим глазам – вытолкнули… арестованного Л.П. Берию. Москаленко подошел к Неелову: «Видели? Запомните: ничего не видели и не слышали!».
Лаврентия Павловича Берию товарищи по партии арестовали в 14.00 на заседании Президиума Совета Министров СССР. Советские руководители, опасаясь, что Берию могут освободить преданные ему внутренние войска, решили временно поместить арестованного на гауптвахте Таманской дивизии. На следующий день Л.П. Берию перевезли в бункер штаба Московского военного округа, где он и находился до своего расстрела в декабре 1953 года.
А.Б. КОЗЛОВ, сотрудник Рыбинского музея-заповедника

Предыдущая статьяВоспоминания Валюты Терешковой
Следующая статьяЕсли вода не по вкусу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.