12 марта в большом зале Рыбинского музея-заповедника прошел фортепианный концерт выпускников Музыкальной академии им. Гнесиных Марии Юзбашевой и Никиты Сайковича.
Несмотря на молодость, каждый из них – лауреат целого ряда авторитетных музыкальных конкурсов, в том числе международных. В стенах зала, сейчас украшенного картинами рыбинских художников, звучала прекрасная музыка. Мария, хотя еще оканчивает академию им. Гнесиных, уже выступала в лучших концертных залах Москвы, а с 2009 года активно концертирует в разных городах России. Она одинаково блестяще исполнила произведения самых разнообразных жанров, стилей, времен.
В основном звучали достаточно редко исполняемые произведения, каждое из которых предварялось кратким рассказом Никиты Сайковича. Он нередко тоже садился за рояль, из-за которого Мария вставала, лишь чтобы поклониться аплодисментам публики. Дело в том, что добрая половина исполнявшихся произведений были предназначены для игры в четыре руки.
…Гавот совсем еще юного Бетховена, больше похожий на музыку его тогдашнего кумира Моцарта, сменился вальсом Шопена – последним из написанных знаменитым польским композитором. Крайне редко встречаются в репертуаре современных исполнителей и произведения француза Пуленка. Знаменитую «Мелодию» Дворжака редко исполняемым произведением не назовешь, однако на концерте в музее она прозвучала в оригинальном виде, переложенная для фортепиано в четыре руки самим Никитой Сайковичем.
Дело в том, что Никита, хотя окончил класс фортепиано, прежде всего композитор. И во втором отделении, посвященном русской музыке, после известного всем по имени, но практически забытого Кюи (который, оказывается, был не только крупным композитором, но и известным военным инженером, преподававшим фортификацию будущему Николаю II), после вариаций Чайковского и «Романса» Рахманинова прозвучали несколько произведений Сайковича. Среди них недавно написанные «Постлюдия и Токката», посвященные автором исполнительнице — Марии Юзбашевой. А музыкальный пейзаж «Плес» — на этом концерте был исполнен вообще впервые.
Музейный зал слышит не первое премьерное исполнение сочинений молодого композитора. Почти два года назад здесь звучала его соната «Ксения Петербургская», а год назад музыкальная картина «Город Молога». Мологская тема для Никиты не чужая – в роду у него предки из полузатопленного Рыбинским морем Весьегонска. Впервые попав в Рыбинск несколько лет назад, он обрел здесь немало друзей и просто людей, которые неравнодушны к творчеству молодого композитора.
Сергей ОВСЯННИКОВ