В 1933 году 16 немецких рабочих, трудившихся на Рыбинском машиностроительном заводе имени В.Н. Павлова, в статье, опубликованной в заводской многотиражке, привели слова И.В. Сталина: «У нас не было авиапромышленности – у нас она есть теперь». Свой вклад в создание авиапрома внесли и рыбинцы…
{image0} В ноябре 1926 года начальник Авиационного треста Урываев с тревогой докладывал председателю Реввоенсовета СССР: «Мы значительно отстали от Западной Европы, особенно сильно мы отстали в области моторостроения».
Чтобы устранить отставание, ряд советских моторостроительных предприятий начали производить авиадвигатели по лицензиям иностранных фирм.
Так, ГАЗ (государственный авиационный завод) № 2 в Москве изготавливал американский двигатель «Либерти», ГАЗ № 4 в Москве – французский «Рон», ГАЗ № 9 в Запорожье – французский «Испано-Сюиза».
Наибольшей популярностью у советских летчиков пользовались двигатели немецкой фирмы «БМВ». Производство двигателей «БМВ-IV» в СССР поручили заводу ГАЗ-6 в Рыбинске (ныне НПО «Сатурн»). В нашем городе немецкий мотор выпускался под маркой «М-17».
Моторы «М-17» ставились на тяжелые бомбардировщики ТБ-1, истребители И-3, самолеты-разведчики Р-5, самолеты морской и гражданской авиации, на некоторые экспериментальные машины.
В начале 1930-х годов ГАЗ-6, уже называвшийся «Рыбинский машиностроительный завод имени В.Н. Павлова», ежемесячно выпускал двести двигателей «М-17».
Однако, качество моторов из Рыбинска оставляло желать лучшего. 25 января 1932 года на Всеармейской конференции по качеству авиационной продукции было отмечено, что мотор «М-17» имеет 76 дефектов! Поэтому после вывоза из заводских ворот рыбинские двигатели отправляли на специальную доработку в Центральный авиамоторный институт.
Одним из способов повышения качества моторов стало приглашение в Рыбинск иностранных специалистов. В июле 1930 года в Рыбинск прибыл 21 высококвалифицированный немецкий рабочий.
Заводская многотиражная газета «За темпы, качество» начала выпускать специальную страницу иностранных рабочих. В первом выпуске страницы можно было прочитать:
«Редакция «ЗТК», выпуская страницу иностранных рабочих, ждет от иностранцев, рабочих, работающих на заводе, показа лучшего опыта их работы, показа лучших ударников, беззаветно преданных делу социалистической стройки. На своей странице они также должны показать наряду с успехами и те недочеты, которые мешают работе, и тех лиц, которые тормозят выполнение плана, улучшение качества».
На этой же странице в своей заметке товарищ Брозе написал: «Мы, иностранные рабочие цеха № 3, должны использовать все возможности для поднятия производства. Испытанное средство для этого – социалистическое соревнование. Наши русские товарищи в этом отношении бесспорно ушли вперед, и мы должны их догнать, чтобы совместно с ними соревноваться».
Товарищу Брозе вторил еще один иностранец из цеха № 19: «Необходимо все собранные нами за границей навыки и знания полностью передать и по возможности применить на заводе, а также советом и практически помогать нашим русским товарищам, подчас менее квалифицированным».
Однако в соревновании с русскими и передаче тем навыков и знаний у немцев с первого же дня возникли неожиданные для них трудности. Когда в 8.00 товарищ Брозе в рабочем халате уже стоял у станка, троих прикрепленных к нему русских рабочих в цехе еще не было. В 8.30 появился один из них и сказал, что его товарищи «подтянутся попозже» и просили начинать без них. {image1}
Русские рабочие не хотели учиться у немцев, так как не считали свою квалификацию ниже.
18 июля 1933 года в газете «За темпы, качество» появилась статья немецких рабочих, опубликованная на немецком и русском языках. Немцы писали:
«Когда мы, 21 иностранный рабочий, ехали в июле 1930 года из Москвы сюда, мы как жители крупных городов испытывали, откровенно говоря, небольшой страх перед русским провинциальным захолустьем. То, что нам пришлось впервые увидеть, действительно не напоминало Родину: отсутствие канализации, грязные улицы… Некоторые иностранные рабочие капитулировали очень быстро перед трудностями строительства. Первое: лето было для них слишком коротким, питание недостаточно хорошим, и небольшие трения и неприятности на заводе сводили их с ума. Они уезжали обратно в капиталистическую эксплоатацию».
В 1930-1933 годах в Рыбинске и на заводе было многое сделано для улучшения быта и досуга населения. Создан театр кукол, при заводе открылся детский сад, построен кинотеатр «Центральный», «Заводстрой» интенсивно возводил цехи и общежития для рабочих.
21 августа 1933 года городская газета «Верхневолжская правда» сообщила:
«При машиностроительном заводе состоялся пуск в эксплоатацию вновь построенной фабрики-кухни. Фабрика-кухня по оборудованию и обстановке является одной из лучших в СССР. Фабрика имеет 7 цехов: супный, рыбный, мясной, обжарно-соусный, овощной, кондитерский, холодных закусок. Кроме того, при фабрике организовано диетпитание и квасоварение. Фабрика-кухня даст возможность улучшить качество приготовляемой пищи, увеличить охват рабочих общественным питанием».
Положительные изменения в городе отмечали и иностранцы в своей статье:
«Перед нашими собственными глазами за три года изменилось очень многое. Старое царское провинциальное гнездо изменилось. Перед воротами старого города возникает сконцентрированный вокруг завода новый город. Улицы сделались чище, многочисленные тротуары – асфальтированы, устроена канализация, красивые парки и т.п. Перед заводом некогда было глинистое и грязное поле, сейчас – прекрасные цветочные насаждения… При нашей совместной работе завод рос и рос, а с ним и производственная программа».
В январе 1934 года Рыбинский машиностроительный завод имени В.Н. Павлова занесли на Всесоюзную Красную доску почета им. 17 съезда ВКП(б).
В заключение о небольшой загадке. Заголовок статьи на немецком языке в газете «За темпы, качество» таков: «Wir arbeiten am Aufbau der Industrie». Заголовок на русском языке: «Мы работаем на строительстве социалистической промышленности». Даже не знающему немецкий язык понятно, что в немецком варианте отсутствует слово «социалистической». Почему? Ведь все факты говорят, что трудившиеся в Рыбинске немецкие рабочие были коммунистами.