13 сентября в Третьяковской галерее в присутствии специально приглашенных лиц (художников, деятелей культуры и искусства) состоялось торжественное открытие художественной выставки «Борис Григорьев. Живопись. Графика».
Среди приглашенных на вернисаж были и рыбинцы, приготовившие к открытию выставки свой подарок.
{image0} Выставка организована министерством культуры РФ и Государственной Третьяковской галереей. Ранее подобная выставка прошла в Русском музее в Петербурге.
Что касается «Рыбинского следа» в этом предприятии, надо сказать, что это далеко не первый пример сотрудничества ГТГ и рыбинских историков-исследователей. Несколько лет назад благодаря архивным изысканиям была восстановлена интересовавшая сотрудников Третьяковки родословная уроженца села Юршина, единственного рыбинца — Академика живописи художника Николая Лаврова.
В настоящее время в Рыбинске предпринимаются совместные усилия по выяснению обстоятельств перемещения из замка «Эрмитаж» под Рыбинском в Третьяковскую галерею картины Ореста Кипренского «Портрет А.А. Челищева» 1809 г.
Выступая на открытии выставки, старший научный сотрудник Псковского художественного музея Римма Никандровна Антипова, подготовившая еще в советские годы 1-ю выставку работ Григорьева, особенно тепло отозвалась о Рыбинске, где впервые в России была открыта памятная доска в честь выдающегося мастера.
«В моих руках, — продолжила Антипова, — сигнальный экземпляр книжки, посвященной художнику, — подготовленной в Рыбинске к печати. Так Борис Григорьев «заключает в свои объятия тех, кто по той или иной причине, приблизился к нему, его творчеству, его судьбе».
В книге, чье название вынесено в заголовок, и уже подготовленной к печати, впервые увидит свет роман брата художника Николая «Дни, бегущие как волны», а точнее – та его часть, в которой с документальной точностью и обстоятельностью описан «рыбинский» период жизни семейства.
Презентация данной книги пройдет в 2012 году как в Рыбинске, так и в Петербурге в день открытия в фотоателье Карла Буллы на Невском выставки, посвященной глубоким связям семейства Нобелей с русской культурой – художниками, театральными деятелями. {image1}
Как известно, старший Григорьев долгое время был управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского банка, в состав правления которого входили и Нобели. Обряд бракосочетания родителей художника проходил в церкви Покровско-Воскресенского общества, в том же здании по ул. Фроловской, где размещалась контора Нобелей.
Нобелей и Бориса Григорьева связывали одни географические корни, лежащие в Скандинавии. Известно, что мать живописца (в девичестве Линденберг) родилась в Швеции. На некоторых автопортретах Борис Дмитриевич, облаченный в русскую косоворотку, выглядит скорее как скандинав, что, однако, не мешало его глубокой привязанности к России, не мешало его искренней, хотя и мучительной любви к своей Родине, Волге.
О Рыбинске же он всегда говорил с теплотой и благодарностью, как о городе, который определил его кредо в искусстве. Будучи городским жителем, он прославился как один из самых пронзительных и глубоких знатоков именно патриархальной, «избяной», деревенской России, психологии ее жителей, с которыми чувствовал свою коренную, неразрывную связь.
Следует добавить, что Русский музей подарил нескольким поклонникам творчества Григорьева, пропагандистам его наследия уникальное издание – альбом-альманах «Борис Григорьев». Один из экземпляров уехал и в Рыбинск.