О нашем земляке, участнике Отечественной войны 1812 года генерал-майоре Якове Ивановиче Лихачеве мы знаем в основном по монографии сотрудников Рыбинского музея-заповедника С.Н.Овсянникова и В.В.Савельева «Господа Лихачевы». Что скажут о нем скептики? Обычный пошехонский помещик, владелец известной усадьбы Сосновец. Увлеченный делами своей латифундии сельский заводчик. Дальний родственник Дениса Давыдова. Одинокий холостяк и, скорее всего, завзятый мизантроп. Какие-то коллекции, ставшие достоянием городского музея. Ну да, генерал 12-го года. Да мало ли их было. Ну и что с того?
На первый взгляд, в биографии Якова Лихачева нет ничего особенного, если бы не некоторые детали его военной карьеры…
Новик
Этим французским термином в старину именовался молодой дворянин, поступивший на военную службу. Каковы были перспективы сына провинциального помещика в России конца XYIII столетия при наличии известных связей? В 1770 году умирает полковник и бывший казанский вице-губернатор, в прошлом офицер лейб-гвардии Семеновского полка, отец Якова Лихачева, Иван Васильевич Лихачев. Якову в это время было пять лет от роду. Но, видимо, какие-то связи остались. В 1785 году он, по некоторым данным, подпрапорщик лейб-гвардии Семеновского полка. Участник войн со Швецией и Польшей, ранен, награжден Золотой шпагой. По итогам Польской кампании 1792 года — всего лишь подпоручик. Резкий взлет в карьере Якова Лихачева начинается с воцарением Павла I. В апреле 1799 года, всего через семь лет после производства в подпоручики, он получает чин полковника. Еще через год, в возрасте 35 лет, — генерал-майора. А в январе 1801 года, за два месяца до убийства своего венценосного покровителя, назначается командиром батальона лейб-гвардии Семеновского полка. Известно, что при Павле I многие отпрыски не слишком знатных и богатых дворянских семей делали стремительную карьеру. Тогда, на закате эпохи дворцовых переворотов, служба в гвардии и близость ко двору по-прежнему давала преимущества по сравнению с генеральскими должностями в армии. А командир гвардейского батальона подчас значил больше, чем начальник далекой от Петербурга военной инспекции.
Братья-семеновцы
В 90-х годах XYIII столетия в лейб-гвардии Семеновском полку служили два брата Лихачевых. Вторым был старший брат Якова — Василий Иванович Лихачев. По некоторым данным, он закончил службу то ли поручиком, то ли подпоручиком. Но есть и другие сведения. На заре царствования императора Павла I по обвинению в покушении на него были арестованы два офицера, и один из них некто штабс-капитан В.И. Лихачев. К счастью для них, офицеры были оправданы, так как поводом к аресту послужило подметное письмо к императору некоего крепостного. Между тем эта история наделала много шуму при дворе, а сам штабс-капитан Лихачев в скором времени счел за нужное ретироваться в отставку. После отставки он поселяется в своих поместьях, усадьбе Жданове Мышкинского уезда и селе Устинове за городом Кашиным Тверской губернии. Избирается предводителем мышкинского дворянства и слывет «очень достаточным и даже богатым человеком». Неожиданная и вместе с тем загадочная отставка гвардейского офицера не помешала карьере его брата. По некоторым данным, Яков Лихачев назначается Павлом I командором Мальтийского ордена, Великим гроссмейстером которого являлся сам российский император. Иностранный орден в павловскую эпоху хорошо прижился на российской земле. По легенде, мальтийские рыцари, бежавшие с острова Мальты от французского нашествия, прибыли к царю в пыльных каретах, и он как истинный рыцарь взял их под свое покровительство. А уже затем стал производить в мальтийские рыцари своих приближенных. Следующим звеном в иерархии Ордена после Великого гроссмейстера были приоры — начальники провинций и маршалы, ведавшие финансами. Затем шли командоры — коменданты замков и крепостей, и только потом — рядовые рыцари. Как командор генерал-майор Лихачев автоматически становился членом Генерального капитула Ордена. По орденской традиции — его законодательного органа. И это, пожалуй, факт не меньший в его биографии, чем производство в генералы.
Вскоре Павел I якобы из-за разногласий с союзниками пошел на сближение с Наполеоном, ярым врагом Англии. В отместку англичане захватили Мальту, находившуюся под протекторатом России. Это внешняя сторона тех событий. Но есть и внутренняя… Как известно, с Англией всегда враждовал католический Рим. А Мальтийский орден был вообще-то католическим орденом. После убийства Павла I, к которому был косвенно причастен и его сын – будущий император Александр I ради восстановления отношений с Англией о Мальтийском ордене в нашем Отечестве принято было помалкивать…
Заговор
Между тем, лейб-гвардии Семеновский полк, в котором служил Яков Лихачев, сыграл ключевую роль в событиях, связанных с убийством Павла I. Шефом полка был сам наследник престола цесаревич Александр. По свидетельству историков, он лично знал весь командный состав полка, вплоть до унтер-офицеров (значит, и братьев Лихачевых). А это облегчало вербовку исполнителей со стороны руководителей заговора.
В ночь убийства в Михайловском замке внутри и за пределами здания несли дежурство два батальона Семеновского полка. Каким батальоном командовал Лихачев, мы не знаем. И почему он и другие «мальтийцы» в эту роковую ночь не пришли на помощь своему императору? Сохранял ли он преданность задушенному монарху или был на стороне убийц? Известно, что Александр I не слишком жаловал тех, кто участвовал в устранении своего отца, хотя сам был прямым образом в этом замешан. С другой стороны, многие фавориты Павла сделали при новом царе карьеру, как например, Аракчеев или Ростопчин. Отношение Александра I к мальтийскому командору Лихачеву, скорее, носило характер неявной опалы. В мае 1804 он назначается шефом Тобольского мушкетерского полка, а в ноябре 1804 будто бы выходит в отставку. Как раз накануне Аустерлицкой кампании.
Комендант Бреслау
По другим данным, Яков Лихачев участвует в Аустерлицкой кампании и получает тяжелое ранение. В начале 1807 года он назначается начальником земского войска Ярославской губернии, а в 1812 году – одним из командиров Ярославского ополчения. В 1813 году находится при осаде Модлина, затем Бреслау. В последнем командует русской частью временного гарнизона города. С ноября 1814 – в отставке. Трудно сказать, что сыграло решающую роль в оставлении Лихачевым службы. Собственное нежелание служить или откровенная неприязнь императора. Дальнейшей карьеры Лихачев не сделал, но и без благодарности царя не остался. За кампанию 1807 года он получает Орден Святой Анны 2-й степени, за
Бреслау – Орден Святого Владимира 3-й степени и, кроме того, награждается пурлемеритом прусского короля.
Пошехонский затворник
Уединившийся в родовой усадьбе Сосновец и, судя по всему, мало с кем общавшийся, отяжелевший «эполетоносец», занятый своими огородами, генерал-майор в отставке Яков Иванович Лихачев умер в 1822 году. Вряд ли у его смертного одра кто-то спрашивал о событиях двадцатилетней давности. Хотя, кто знает. В те времена, видимо, как и в нынешние далеко не все сведения становились достоянием современников, пока они не стали предметом пьяных разговоров. Но для нас жизнь и судьба генерала Якова Лихачева, как и многие события рубежа XYIII-XIX веков, все равно останутся еще одной тайной местной, да и общероссийской истории.