14 октября православные христиане отмечают один из великих праздников – Покров Пресвятой Богородицы. В его основу положено предание о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме города Константинополя 1 октября 910 года. В тот воскресный день, во время Богослужения, святой Андрей увидел идущую по воздуху Божию Матерь, озаренную небесным светом и окруженную ангелами, покрывающую стоящих в храме людей покровом. Так был установлен праздник, для многих означающий покровительство небесных сил над людьми.
{image0} В России первые храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы появились в ХII веке. Один из известнейших по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским. Есть и на нашей Ярославской земле Покровский монастырь, сегодня считающийся символом возрождения затопленного Мологского края.
История возникновения Мологского Покровского женского монастыря нигде в архивных документах не описана, зато она сохранена в памяти местных жителей, которые рассказывают, как владелица усадьбы Быково, потомственная дворянка, вдова Елизавета Федотовна Ермолинская, возвращалась из храма, где она молила Бога вразумить её, как распорядиться своим имуществом. И, подъезжая к усадьбе, она увидела, по словам одних, большой белый огненный столп, по словам других – большую горящую свечу, исходящую из самого центра её усадьбы. То для Ермолинской стало знамением – отдать все свое имущество церкви для создания монастыря. На её решение повлияло и то, что в районе Быкова поселились церковные раскольники-федосеевцы, и ее давним желанием было вразумить их. Было это в 1885 году.
Для создания монастыря Ермолинская передала епархии почти 250 гектаров земли, все усадебные строения, скот, кирпичный завод, два больших дома. Для священнослужителей предоставила квартиры и землю. По ценам того времени все это стоило 30 тысяч рублей, огромные деньги, и приносило ежегодно более 1 тысячи рублей дохода.
В поддержку начинаний Ермолинской выступил мологский купец А. Д. Масленников-Столяров. Он подарил каменный двухэтажный дом в центре Рыбинска, рядом со Спасо-Преображенским кафедральным собором. Дом монастырем был переустроен под подворье, где обустроили часовню, кухню и кельи. К сентябрю 1885 года Ермолинская получила благословение от Синода, который в декабре утвердил Государь император Александр III. {image1}
К лету следующего года община насчитывала более 60 монахинь. В 1890 году игуменья Сергия начинает строительство кирпичного трехэтажного корпуса, который был полностью построен и освящен к 24 сентября 1895 года. В нем были устроены кельи для монахинь, кухня, хлебопекарня, трапезная, больница, рукодельная и живописная мастерские, а также домовый храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1886 году владыка Ионафан благословил строительство большого каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который был полностью готов и освящен через два года. Иконостас для храма был пожертвован из рыбинского собора.
Вскоре в монастыре была открыта церковно-приходская школа. Построена каменная колокольня высотой 36 метров с девятью колоколами общим весом в 550 пудов, а самый большой из них весом 155 пудов 36 фунтов пожертвовал рыбинский купец А.Белов.
В результате отстранения царя и октябрьской революции, в связи с новыми порядками весной 1919 года монастырю пришлось срочно оформлять свое существование в качестве покровской женской трудовой сельскохозяйственной артели. А уже в мае 1920 года на базе монастырского хозяйства мологский земельный отдел организовал совхоз «Быково». В 1921 году монастырь был закрыт, церковное имущество вывезено. Часть монастырской усадьбы занял дом инвалидов. В другой части проживало 130 рабочих совхоза с детьми. В конце 20-х годов монастырские земли и постройки были переданы комиссариату народного образования, который организовал на базе святой обители сельскохозяйственное училище и учебные мастерские по ремонту сельхозтехники. Пришедшие к власти коммунисты решили перестроить монастырь по-своему. Колокола были сброшены, разбиты и отправлены на переплавку. Почти сорокаметровая колокольня разрушена, а в ее нижнем приделе устроена котельная. Главный храм монастыря в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы был переделан в трактороремонтный гараж. А въезд в него обновленцы сделали через алтарь, рядом с которым похоронены Ермолинская и несколько игумений. Над их могилами положили бетонные плиты, на которых разворачивалась техника. Деревянный храм был снесен, а на его месте устроен туалет. Кладбище сровнено с землей и перестроено в футбольное поле. Келейный трехэтажный корпус, где когда-то звучали тихие, степенные монастырские молитвы, где протекала вся монашеская жизнь Покровской обители, коммунисты переделали в учебные кабинеты, в которых собирали и разбирали двигатели тракторов, слушались лекции по научному атеизму. В домовом храме, освященном в честь преподобного игумена земли русской Сергия Радонежского, был устроен кинозал, а на месте алтаря – танцевальная площадка. А сад размером больше гектара с редкими сортами яблок, слив, вишен и груш был вырублен и засажен березами…
Лишь в 1991 году сельскохозяйственное Быковское училище было признано «нецелесообразным к дальнейшему существованию» и закрыто. В 1994-м полуразрушенный, разворованный, залитый машинным маслом и вонючей соляркой монастырь был вновь передан Русской Православной церкви. Спустя год здесь появилась первая послушница – мать Миропия, начавшая своими силами восстановление монастыря. Прожив в монастыре несколько лет, в 2004 году ее сменила монахиня Ярославского Свято-Введенского Толгского монастыря матушка Феодорита. Она приняла совершенно непригодное для жилья трехэтажное здание общей площадью 2,5 тысячи квадратных метров.
Трудами и молитвами монахини Феодориты за семь лет обитель стала вновь возвращаться к жизни. В главном келейном корпусе монастыря был восстановлен фундамент, вставлены новые окна, проведены коммуникации, установлена новая система очистки воды, переделано отопление. Проведен капитальный и косметический ремонт келий, предназначенных для жизни и молитвы монашествующих и гостей-паломников. Восстановлен домовый храм преподобного Сергия Радонежского, в котором теперь регулярно совершаются богослужения. Увы, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы рушится. Протекает крыша, из-за чего на стенах образовался грибок. Разрушился фундамент. Вдобавок ко всему в него периодически наведываются местные жители в поисках металлолома. От бывшей колокольни, а затем котельной, сегодня остались только невысокие стены. От фруктового сада не осталось ничего. На его месте стоят березы высотой с пятиэтажный дом, которые угрожают рухнуть при легком дуновении ветра. В бывшем подворье монастыря в Рыбинске сегодня расположен торговый центр «Реал», вход в который — через бывшую часовню.
Не обходится в возрождающемся монастыре без чудес. Ремонтируя чердак, монахиня Феодорита обнаружила тяжелый железный сверток черного цвета. Вынеся его на улицу, она увидела, что это приготовленная к сдаче в металлолом Казанская икона Божией Матери, рисованная на латуни. Сначала образ был мало различим, но впоследствии в храме икона начала выпрямляться и обновляться. Через две недели после ее обнаружения отчетливо стал виден образ Спасителя, через месяц и Богородицы. Через полгода образ был ясен. Скоро икона замироточила… Приехавший однажды в монастырь паломник, по профессии металлург, был крайне удивлен: как это латунная икона сама выпрямлялась? Но, когда увидел, как из глаз Пречистой и Спасителя течет миро, уверовал. Немало от полученного мира было исцелений больных. Сегодня перед образом Богоматери регулярно совершаются молебны, а притекающие богомольцы, прикладываясь, получают избавление от многих болезней. Немало и других чудес творится в этой тихой Мологской обители. Одно из последних, знаковых для многих мологжан и общественности – возвращение Покровскому монастырю его полного имени – Мологский Покровский женский монастырь. Спустя 70 лет забвения 22 марта 2011 года по моему предложению и благословению архиепископа Кирилла Священный Синод Русской православной церкви вернул имя Мологи на карту России. И Покровский монастырь стал выполнять еще и функцию духовного центра, возрождаемого на незатопленных Мологских землях – ныне Брейтовском и Некоузском районах.
Фото автора