Многие рыбинцы слышали о том, что где-то в Мышкинском районе живет какой-то особенный народ — со своим языком, своими обычаями. Кацкари выпускают газету (тоже на своем языке), открыли свой музей. Что правда в этих слухах, а что нет — узнал наш корреспондент, который вмеcте с Рыбинским отделением ВООПИиК в прошедшие выходные побывал в столице кацкарей — деревне Мартыново.
{image0} Поначалу мы думали, что кацкари живут где-то неподалеку — в Мышкинском районе, сразу за Охотиным. Но ехать пришлось далеко — до Углича, потом еще несколько десятков километров по левому берегу Волги. Густонаселенные дачные местности с домами-коттеджами и иномарками на обочинах дорог постепенно сменились менее обитаемыми территориями. А за Угличем взору открылась совсем безрадостная картина — редкое, будто вышипанное, мелколесье, полупустые деревни с брошенными домами. По мере удаления от города их становилось все больше — с провалившимися крышами, выбитыми окнами…
И вдруг — Мартыново. Длинная улица, по обе стороны которой стоят дома, дома, дома… Автобус поворачивает на другую улицу, а она еще длинней и опять дома — добротные, недавно покрашенные, с крышами, покрытыми заморским «ондулином». Видимо, в отличие от своих соседей, которые кто куда разбежались из деревень, мартыновцы живут неплохо.
Впрочем, никакие они не мартыновцы, а кацкари, то есть люди, живущие в бассейне реки Кадки, как сицкари — на Сити. До революции в Угличском уезде была волость Кадка, или Кацкий стан. Кто в ней не жил, назывались заволостными. Сейчас территория волости поделена между Угличским, Мышкинским и Некоузским районами, деревня Мартыново оказалась в Мышкинском районе.
По сравнению с нами, заволостными, кацкари имеют некоторые отличия. Например, «красный» угол в их избах не правый напротив входа, а слева, сразу при входе в избу. Рядом с куриным насестом кацкари вешают на веревочке лапоть. Для чего? А чтоб спросили. Придет в курятник человек с дурным глазом, удивится:
— Ой, что это у вас в курятнике лапоть-то висит?
Лапоть его так удивит, что на куриц он никакого внимания не обратит и вреда хозяевам дома не наделает.
С той же целью Сергей Темняткин советует повесить лапоть у себя дома или в офисе. Ну, если не лапоть, то какую-нибудь другую, но неожиданную вещь.
Сергей Темняткин — директор музея и редактор Кацкой летописи. Местный уроженец, в прошлом учитель литературы в здешней школе он увлекся изучением быта и диалекта земляков, увлек этим учеником, а потом и все местное население. Всем миром они создавали музей, всем миром пишут Кацкую летопись. С 1992 года это издание выходило как газета, сейчас — в формате журнала. В Кацкой летописи размещаются краеведческие материалы и воспоминания кацкарей, теперешних жителей Санкт-Петербурга, Омска, Ярославля. Они пишут о детстве, о своих близких, о том, как любят свою малую родину.
Занимая высокие должности, Сергей Темняткин уже не водит экскурсии, но для рыбинцев он сделал исключение. Вероятно, потому что дом, в котором расположена основная экспозиция музея, раньше принадлежал Александре Ивановне Григорьевой. В 2000 году 87-ми лет от роду она переехала к детям в Рыбинск, а избу по сходной цене продала области под музей. Александре Ивановне приятно было осознавать, что в ее дома будет не какая-то дача, а настоящий музей.
Всю свою жизнь Александра Ивановна прожила в избе, которую в 1910 году построил ее отец. Уезжая в Рыбинск, она оставила музею всю обстановку, ее вещи и стали основой экспозиции. Благодаря этому нет ощущения, что все здесь выставлено «на показ», кажется, хоть сейчас приходи и живи в этом доме, благо, в нем есть и кровать, и лавки, и платяной шкаф-«шифоньер» с одеждой, и «горка» с посудой. Больше ста лет назад мебель для молодоженов сделали местные крестьяне, которые зимой уезжали работать на мебельную фабрику. В музее висит большая фотография отходников — интеллигентные, одухотворенные лица — профессора, какие там крестьяне! Сергей Темняткин показывает на одного, привезшего жене в подарок из города сапожки из телячьей кожи. Жене сапожки не подошли, остались дожидаться дочерей да так и попали в музей «ненадеванными».
Еще один интересный экспонат — кукла из льна. Раньше кацкари делали такие детям. Если ребенок рисовал кукле глазки, игрушку сжигали. Считалось, что если у куклы есть глаза, то в ней может поселиться нечистая сила.
Многие обычаи и диалектные особенности кацкарей, по мнению Сергея Темняткина, обусловлены тем, что их славянские предки пришли породниться с местным финно-угорским населением из Черниговской губернии, а не с Севера. {image2}
В других местностях тоже были свои диалекты, но под влиянием радио и телевидения деревенские жители утратили особенности речи. Кацкари вовремя спохватились и стали целенаправленно сохранять язык предков, составили словарь и даже ввели специальный предмет в школе. Гостей тоже учат «бахорить по-кацкие», специально для этого устраивают «коменничанье». Коменничанье — народное представление, без которого раньше не обходился ни один деревенский праздник. Сейчас в коменничанье активно участвуют туристы. Заодно их угощают щами, пирогами, томленой картошкой и топленым молоком — все из русской печи. Блюда традиционные, но где их нынче попробуешь!
Посещение музея, представление и обед оставляет незабываемое впечатление. Чтобы его сохранить, туристы приобретают сувениры — льняные куколки, корзины, всякие деревянные штучки, деревенский творог и мед. Всем этим торгуют в сувенирной лавке.
В этнографическом музее работает 26 человек, в основном бывшие ученики Сергея Темняткина. Они не собираются покидать родную деревню и дают возможность заработать другим жителям. Работы у них много, ведь в последние годы к кацкарям приезжает по 22 тысячи человек в год.
Короче, посетить Мартыново можно не только с целью развлечься или получше узнать, как жили наши предки, но и чтобы поддержать русскую деревню, которой приходится выживать самыми нетрадиционными способами.