Домой Политика Народ и власть – в одной лодке

Народ и власть – в одной лодке

0

Сегодня вопросы качества управления актуальны как никогда. Найти ответы на поставленные жизнью вопросы, детально изучить, как качество управления влияет на социально-экономическое развитие региона и качество жизни каждого конкретного человека, – этим и многим другим проблемам посвящён проект «Ярославская инициатива», с которым выступило правительство Ярославской области. Начальник управления государственной службы и кадровой политики правительства Ярославской области Ирина СПИРИНА считает, что управление – это, в первую очередь, конечно, люди.

{image0} — От качества персонала зависит, насколько качественно мы управляем областью, каких результатов добиваемся, — без долгой преамбулы начала Ирина Игоревна Спирина разговор об обеспечении строгого соответствия гражданских и муниципальных служащих уровню решаемых ими задач. – С другой стороны, что хочет народ от власти? Своевременного предоставления качественных государственных и муниципальных услуг. Чтобы власть была открыта, а её действия и принятые решения – понятны жителям.
— Ирина Игоревна, давайте поясним, кто же такие государственные гражданские и муниципальные служащие, где, на каких должностях они трудятся?
-Система государственной службы состоит из трёх видов: служба в правоохранительных органах, военная и гражданская. Государственная гражданская служба в свою очередь подразделяется на федеральную и региональную. Гражданские служащие в Ярославской области работают в органах исполнительной власти, в аппарате областной Думы, избирательной комиссии и контрольно-счётной палате области, в аппаратах мировых судей. Как вы видите, поле деятельности государственных гражданских служащих достаточно широко. Их основная задача – реализовывать, проводить в жизнь те законы, которые принимаются на федеральном и областном уровне. Что касается, муниципальных служащих, то они работают в органах местного самоуправления, решая вопросы жизнеобеспечения населения. Зачастую у людей, далёких от кадровой службы, нет адекватного представления о том, а как, собственно, осуществляется приём на работу государственных служащих. Закон говорит о том, что гражданская служба должна быть доступна для любого человека, а потому основной механизм приёма на работу – это конкурс. Достаточно жёстко эта процедура закреплена с 2006 года, когда вступил в силу 79-й федеральный закон о государственной гражданской службе в РФ. Однако в Ярославской области, где всегда существовала солидная психологическая школа, где очень серьёзно занимались вопросами профориентации, конкурсные процедуры для отбора кадров стали проводить намного раньше, ещё с 1994 года.
На службу без проведения конкурса могут приниматься лишь те работники, которые относятся к категории обеспечивающих специалистов – это работники канцелярии, отделов по работе с документами, сотрудники приёмных руководителей, младший обслуживающий персонал в сфере бухгалтерского учёта и отчётности. Кроме того, закон позволяет принимать на работу без конкурса помощников руководителя. Это понятно: руководителю виднее, какой специалист ему нужен в качестве помощника, с кем ему будет комфортнее работать.
— В чём заключаются конкретные процедуры?
— Для начала в СМИ, на сайте правительства области размещается информация о конкурсе на замещение вакантной должности или на включение в резерв. В объявлении указывается наименование должности, основные обязанности специалиста, квалификационные требования к образованию. Закон требует, чтобы на госслужбе работали люди с высшим образованием, исключение составляют только обеспечивающие специалисты (для этой категории достаточно среднего профессионального образования). К слову, в настоящее время в Ярославской области 97 процентов государственных служащих имеют высшее профессиональное образование. Есть определённые требования к стажу – это важно для понимания того, каким опытом обладает соискатель. Также в объявлении содержится информация о том, какими компетенциями должен обладать соискатель: знание компьютера, навыки в написании правовых актов или аналитических записок, умение организовывать мероприятия или собирать информацию. Объявление находится в свободном доступе минимум три недели. В течение этого времени любой желающий, если он соответствует квалификационным требованиям, может представить по указанному адресу необходимый набор документов. Затем начинаются конкурсные процедуры.
Во-первых, конкурсная комиссия знакомится с резюме, анализирует анкету. Во-вторых, мы рекомендуем обязательное проведение профессиональных испытаний: это может быть тест или задание, близкое тому, чем человеку придётся заниматься на службе. Ещё одна рекомендация – психологическое тестирование. На сегодняшний день разработаны профили на 42 должности, и мы, протестировав человека, можем с той или иной степенью точности сказать, насколько он подходит к этой работе по своему личностному потенциалу. Не каждый может быть руководителем, но и не каждому дано быть хорошим советником, аналитиком, секретарём. Это важно учитывать. Четверть от состава конкурсной комиссии – независимые эксперты: юристы, психологи, преподаватели высшей школы. То есть решение принимается не только руководителями структуры, куда на работу принимается специалист, а коллегиально.
— Итак, человек принят на государственную гражданскую службу. Что дальше?
— После того как человек вышел на службу, очень важно, чтобы у него удачно прошёл период адаптации. Сейчас распоряжением губернатора документально закреплена процедура адаптационного периода вновь принятого на государственную службу специалиста. Он колеблется от трёх до шести месяцев. За это время сотрудник должен познакомиться с рядом базовых законов — о государственной гражданской  службе, противодействии коррупции, другими основными законами, которыми он должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности. В настоящее время мы поставили задачу разработать квалификационные требования в сфере правовых знаний для госслужащих – правовой минимум, которым должен будет овладеть каждый специалист. Для облегчения адаптационного периода за каждым вновь принятым на службу закрепляется наставник. Если это необходимо, госслужащий проходит курсы повышения квалификации на базе ярославского университета имени Демидова.
— Как поддерживать профессиональный уровень гражданских служащих на должном уровне?
— У каждого госслужащего есть индивидуальный план профессионального развития, который составляется самим сотрудником вместе с непосредственным руководителем, а утверждается этот план вышестоящим начальством. Здесь планируется, какие знания и новые навыки необходимо приобрести сотруднику, чтобы более компетентно выполнять свои прямые обязанности. Например, сейчас активно внедряются в жизнь IT-технологии – электронный документооборот, электронное правительство и так далее. Значит, без минимальных компьютерных знаний сегодня ни один госслужащий обойтись уже не может. Следовательно, был определён курс IT-минимума, и абсолютно все гражданские служащие прошли этот курс обучения. Поскольку каждый госслужащий работает в органах власти, значит, вне зависимости от занимаемой должности, он – управленец, и потому другой обязательный блок знаний – менеджмент. Сейчас в Ярославской области заканчивается программа повышения эффективности и результативности деятельности органов власти, разработанная на 2009-2011 годы; разрабатывается новый вариант программы на последующие годы.
— И, конечно, важную роль играет общественное признание имеющихся заслуг…
— Совершенно верно. Это является стимулом к профессиональному росту, самосовершенствованию каждого госслужа-
щего, к более качественному исполнению каждым возложенных на него задач. Немалую роль в этом играет поощрение по службе. Таковым является знак «За усердие» (он отличается выслугой лет – 15, 20 и 25 лет службы соответственно), который учреждён указом губернатора области для государственных и муниципальных служащих за результативную и безупречную служебную деятельность. Одной из первых знаком «За усердие» была награждена консультант в управлении ЗАГС Зоя Ивановна Никитина. Больше тридцати лет она работает с архивными документами, все бесчисленные справки о рождении и смерти, браках и разводах проходят через её руки. Знаком «За усердие» отмечен труд консультанта управления госслужбы и кадровой политики Галины Анатольевны Смирновой. Кроме непосредственной кадровой работы, Галина Анатольевна работает с ветеранской организацией правительства области, которая насчитывает 240 человек. Этой награды также удостоена заместитель начальника управления по социальной и демографической политике правительства области Ольга Анатольевна Андреева, которая на протяжении многих лет активно занимается очень важными вопросами – женским движением, многодетными и приёмными семьями, одарёнными детьми. Награда учреждена недавно, в декабре прошлого года, а уже вручено порядка пятидесяти знаков «За усердие».
— В последнее время в разных организациях проводится оптимизация численности сотрудников, идёт сокращение штатов, но когда речь заходит о госслужбе, то нередко слышишь: одного сократили, зато тут же создали целый отдел. Насколько это соответствует действительности?
— Давайте разберёмся, что тут главное. Часть полномочий переходит с федерального уровня на уровень субъектов. Например, сейчас проходит серьёзная реформа системы здравоохранения, с 1 января все медицинские учреждения будут иметь областной статус. Естественно, штат департамента здравоохранения увеличится, но при этом сократится число муниципальных служащих, которые занимались вопросами здравоохранения на местах. К оптимизации численности специалистов надо подходить, тщательно всё взвесив. К примеру, до недавнего времени в жилищной инспекции у нас трудилось всего 16 человек. Но посмотрите, с какими проблемами сегодня сталкивается население! Тут и несанкционированное использование подвалов и первых этажей жилых зданий, и незаконные перепланировки, есть немало и других острых вопросов.

Необходимо отметить, что правительство области очень внимательно относится к вопросам качества управления, отдавая отчёт, насколько важно повышать кредит доверия общества к государственной и муниципальной службе. Ведь если органы власти и местного самоуправления начнут восприниматься людьми как нечто чуждое, то социально-экономические реформы будут реализовываться гораздо медленнее и труднее, чем каждому из нас хотелось бы.

Предыдущая статьяВОКЗАЛ БУДЕТ. НО КОГДА?
Следующая статьяПРИОРИТЕТНЫЕ ВОПРОСЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.