Будущий летчик-космонавт СССР, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза Владимир Васильевич Коваленок первые «шаги» в небо делал под руководством рыбинца…
{image0} Конго. Май 1960 года. В стране первые в ее истории выборы в парламент. Премьер-министром Конго становится Патрис Эмери Лумумба. В сложившейся политической ситуации Бельгия признала независимость своей колонии.
30 июня 1960 года состоялась торжественная церемония объявления независимости Конго. На церемонию прибыл бельгийский король Бодуэн. Лумумба произнес на церемонии речь, закончив ее знаменитой фразой: «Мы больше не ваши обезьяны!».
Однако одна из провинций Конго, со значительным числом белого населения, отказалась признавать независимость своей страны. Советский Союз в этом конфликте встал на сторону конголезского правительства и для борьбы с отступниками прислал в Конго военных советников и десять военно-транспортных самолетов.
Один из самолетов являлся личным подарком Никиты Сергеевича Хрущева Патрису Лумумбе. Командиром этого воздушного корабля был двадцатидевятилетний капитан Дмитрий Федорович Полканов, ставший шеф-пилотом Лумумбы.
Пролетая над Африкой, глядя на пески Сахары, Д. Ф. Полканов вспоминал Волгу, на берегах которой родился 18 октября 1931 года. Тогда отец с мамой жили в Большом Селе, где глава семьи работал в системе Торгсина (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами).
Когда пришло время маме рожать, нужно было ехать либо в Рыбинск, либо в Мышкин, где мама родилась сама. Мама выбрала Мышкин.
В середине 1930-х годов Полкановы переехали в Рыбинск. Здесь Дмитрий окончил среднюю школу и поступил учиться в Щербаковский (Рыбинский) авиационный техникум. Техникум окончил с отличием, получил специальность техника-технолога по литью цветных металлов. Но к этому времени его уже безоговорочно позвало небо.
В 1950 году Д.Ф. Полканов стал курсантом Балашовского военного авиационного училища летчиков-бомбардировщиков дальней авиации. После окончания с отличием училища его назначают летчиком-инструктором в учебном авиационном полку при училище. Отныне Дмитрий уже сам учил молодых пилотов. {image1}
Летать с Лумумбой Дмитрию довелось недолго. В Москве его ждали вступительные экзамены в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
Во время экзаменов Дмитрий подружился с также поступающим в академию будущим генерал-майором, доктором философских наук, профессором Игнатом Семеновичем Даниленко, который позднее вспоминал:
— Конкурс был большой. Всем хотелось поступить, но шанс был у одного их четырех. Конкуренция не располагала к сентимен- тальным отношениям. В этих условиях капитан Полканов выделялся доброжелательностью и веселым нравом. Он с радостью поздравлял тех, кто получал отличные оценки. Я даже спросил у него: «Ты вроде даже и поступать не хочешь?» — «Очень хочу. Но лучшему уступлю дорогу по службе всегда».
По уверенному, твердому тону Дмитрия Игнат понял, что это действительно его жизненная позиция.
Друзья поступили в академию оба и успешно закончили ее в 1964 году. Д.Ф. Полканова назначили заместителем командира полка ВТА ВВС (Военно-транспортной авиации Военно-воздушных сил). Затем он был заместителем командира по политической части авиационной дивизии. Закончил военную службу первым заместителем начальника политотдела всей Военно-транспортной авиации.
В 1967 году Д.Ф. Полканову присвоили квалификацию «Военный летчик 2 класса», еще через два года – «Военный летчик 1 класса». При выходе в запас Дмитрий Федорович имел звание «Генерал-майор авиации».
{image2} В Послужном списке Д.Ф. Полканова в графе «Участие в войнах и других действиях по защите СССР» записано: «Не участвовал». Это справедливо, если полагать, что в военных конфликтах 1960-1970-х годов ( во Вьетнаме, Анголе, Чехословакии и других странах) Советский Союз не защищал свои интересы. Во всех этих событиях Д.Ф. Полканов участвовал лично.
В начале войны в Афганистане Д.Ф. Полканов в составе комендатуры первым прибыл на аэродром Баграм и организовал воздушный «мост», по которому Военно-транспортная авиация СССР обеспечивала всем необходимым «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане».
За годы службы Д.Ф. Полканов трижды перелетал на самолете через экватор. Трижды получал «Грамоту перелетевшему экватор». В каждой такой Грамоте записано:
«Да будет известно, что житель страны СССР Полканов Д.Ф. пересек экватор на самолете Аэрофлота. Отныне властелин воздушной стихии, великий Сварог берет под свое могущественное покровительство счастливого обладателя этой Грамоты и повелевает воздавать ему почести, которых удостаивается всякий путешественник, попадающий из одного полушария в другое небесным путем».
Думаю, что всем понятно, почему «путешественник» Полканов получил Грамоту от имени Аэрофлота.
Выйдя в запас, Д.Ф. Полканов работал заместителем начальника Главного центра единой системы управления воздушным движением СССР, затем Российской Федерации.
У летчиков есть выражение «Обрезал мотор» — это когда неполадки в двигателе самолета. «Мотор» Д.Ф. Полканова «обрезало» 6 января 1996 года. Похоронили Дмитрия Федоровича на Троекуровском кладбище – одном из самых известных и престижных в Москве, являющемся филиалом Новодевичьего кладбища.
И.С. Даниленко вспоминал:
— Отличала моего друга нежная любовь к своей малой родине, местам детства и юности. Он не раз в последние годы своей жизни мне говорил: «Перед этими краями и просторами, людьми, живущими там, чем больше сам живу, тем больше чувствую себя в неоплатном долгу.