Разные главы Рыбинска четыре раза назначали Николая Лосева главным архитектором города и столько же раз снимали. Назначали за профессионализм, снимали — за «неуправляемость», то есть стремление отстаивать свою точку зрения.
{image1} Архитектором стал случайно
После службы в ВМФ Николай Лосев поехал в Ленинград поступать в «Репинку». На живописное отделение надо было представить свои работы, а товарищи по художественному училищу в Ростове-на-Дону разобрали его картины на память. Чтобы написать новые, времени не хватало, и в приемной комиссии посоветовали пойти в архитекторы. Так он и поступил, но в первые годы учебы раздумывал, не перейти ли на живописное отделение, и лишь к четвертому курсу Николая окончательно увлекла «музыка в камне». Возможно, решающую роль сыграла его студенческая работа — мемориальная доска памяти Арины Родионовны, няни Пушкина, которая до сих пор находится при въезде на Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
Отличник, получавший именную стипендию, мог выбирать, куда поехать по распределению. Жена Галя приехала учиться в академию из Ярославля, а у Николая родных не было, после смерти матери он рос в интернате, поэтому против Ярославля ничего не имел.
В области их соблазнили назначением в Рыбинск: там можно быстро получить квартиру. Семье, которая ждала второго ребенка, отдельная квартира была весьма кстати. И Рыбинск Николай уже знал. Однажды, проезжая по железной дороге из Ленинграда в Ярославль, он проснулся рано утром и увидел в окошко вагона: в лучах восходящего солнца, сквозь фермы железнодорожного моста — Спасо-Преображенский собор. Зрелище произвело незабываемое впечатление.
Из главных архитекторов — в депутаты
В 1976 году супруги Лосевы поступили на работу в Рыбинский комплексный отдел института «Ярославгражданпроект». Это было время торжества типовой застройки. Но в начале 80-х директор КБ «Алгоритм» Вадим Яковлев решил построить рядом с предприятием (на углу Крестовой и Ломоносова) жилой дом. Поскольку типовая пятиэтажка не вписывалась в окружающую историческую застройку, здание решили строить по индивидуальному проекту.
Вместе с начинающим тогда архитектором Валерием Семеновым Николай Лосев создали проект «шумозащитного дома». В 1988 году дом сдали в эксплуатацию, а через год областное управление архитектуры выставило его проект на 13 Всесоюзный конкурс лучших произведений архитектуры. Вместе с другими победителями Николая Александровича пригласили в течение недели пожить в палаточном лагере на Байкале. Но от награды пришлось отказаться, ведь только-только жители улицы Карла Либкнехта избрали его депутатом городского Совета. На робкий вопрос-просьбу о недельном отпуске тогдашний председатель Совета Валентин Мелехин ответил категорично: нет.
А в депутаты Лосев пошел, чтобы уйти с высокой должности главного архитектора города. Его кандидатуру предложил предисполкома Валерий Рубцов. Не проработав и года после смены председателя исполкома, Лосев решил, что по натуре он не чиновник, а выборы в депутаты стали единственной возможностью уйти с должности.
Исторический город
Чтобы перейти к следующему рассказу из жизни нашего героя, нужно упомянуть о том, что в 1984-1985 годах он был председателем городского отделения ВООПИиК. А в 1986 году Рыбинск получил статус исторического города. Значение этого события трудно переоценить, ведь по тогдашнему генеральному плану должны были снести весь исторический центр. Для потомков собирались оставить собор да две биржи.
Статус стал плодом усилий всего городского сообщества — власти и жителей, которых сумела вдохновить Людмила Михайловна Марасинова.
После получения статуса в Совете депутатов создали комиссию по наследию. В НИИ истории теории архитектуры и градостроительства заказали проект охранных зон. Параллельно рыбинские архитекторы приступили к более детальной проработке исторических кварталов. Коллега по РКО «Ярославгражданпроект» Александр Андреев создал из дерева макет детальной планировки 48 исторических кварталов. Проект выставили на всеобщее обозрение в ОКЦ, и каждый вечер Николай Лосев как автор приходил на встречи с жителями.
Сессия городского Совета решила создать дирекцию по историческому наследию. Руководителем дирекции назначили Николая Лосева.
По ходатайству городских руководителей Валентина Мелехина и Анатолия Лисицина российское правительство разрешило 10% подоходного налога, собранного в городе, оставлять на проведение реставрационных работ. Меньше чем за год успели восстановить Новую биржу, создали музей Мологи, разработали проект реконструкции нескольких исторических кварталов. Археологическая экспедиция во главе с Александром Рыкуновым провела исследования культурного слоя в историческом центре. В городе создали специальный колледж для обучения реставраторов. Начали активную издательскую деятельность.
Градостроительный совет
В 1993 году Валерий Рубцов объединил дирекцию по историческому наследию и управление архитектуры в одну структуру – архитектурно-градостроительное управление. Николая Лосева опять назначили главным архитектором.
Это было трудное время. Исторические здания быстро приходили в упадок, приходилось заинтересовывать арендаторов, чтобы они восстанавливали муниципальное имущество. В то же время началось новое строительство. По проектам Николая Лосева в городе построено 30 объектов, все его работы, как и проекты других архитекторов, выносились на градостроительный совет. Это он завел такой порядок, когда архитекторы, представители пож- и санэпиднадзора, ВООПИиК и департамента культуры обсуждали проекты новых зданий, предостерегали их авторов и застройщиков от возможных ошибок. Особенно придирчиво обсуждали здания, которые должны строиться в историческом центре. Ведь построить дом недолго, а украшать (или искажать) уникальную среду он будет века.
В 2001 году контракт Лосеву не продлили. Возможная причина в том, что он возражал против строительства на месте нынешнего ТЦ «Эпицентр», торгового здания в два раза больших объемов и с многочисленными нарушениями норм и правил. В 2004 году его вновь назначили главным архитектором, но ненадолго. В этот раз яблоком раздора стал ТЦ «Эльдорадо». У застройщика были получены все разрешения и согласования, но глава Рыбинска не хотел, чтобы торговый центр работал в Рыбинске. Вина главного архитектора была в том, что он дал разрешение на эксплуатацию.
Уйдя в «свободное плавание», Николай Александрович занялся любимым делом, благо, к тому времени и пенсия подоспела. Но вдруг по домашнему телефону раздался звонок:
— Лосев, ты чего не на работе? {image0}
Я планов наших люблю громадье…
Активная позиция, напор, громадье планов покоряло архитектора в новом главе Рыбинска. Он вернулся на должность начальника архитектурно-градостроительного управления, но с прохладцей и с оглядкой на состояние собственного здоровья работать с Юрием Ласточкиным невозможно, и Николай Лосев ушел, дал дорогу молодым.
Он благодарен главе города за воплощение своей давней мечты – восстановление Никольской часовни. Близки к реализации и другие давно взлелеянные планы по глобальной реконструкции рыбинских дорог и привокзальной площади с организацией единого транспортного железнодорожного и автобусного пассажирского узла.
Возможно, будут реализованы и его проекты по реконструкции центральной части города. Суть его работ в том, чтобы наполнить районы исторической застройки новой жизнью, не нарушая общего вида кварталов. Может, придет время, и городская общественность созреет до создания пешеходной зоны. По замыслу Николая Лосева, она должна быть в пределах: Стоялая – Соборная площадь – Волжская набережная – Бульварная – Крестовая.