Как увлечь ребенка школьными занятиями, спортом, наукой? Как воспитать лидера? Как организовать уроки для детей и родителей? Ответить на эти вопросы под силу рыбинским педагогам. Они разрабатывают и предлагают на суд коллегам новые идеи по обучению детей. Обмен опытом происходит на ярмарках инновационных продуктов, одна из которых состоялась 25 ноября в четвертый раз.
{image0} Ярмарка-2011 позволила участникам посмотреть на процесс образования с разных сторон.
Мастер-классы для учителей, дискуссии о новшествах в образовании, аукционы, презентации программ — непременные составляющие ярмарки. Прежде всего на ней собираются педагоги из детских садов, школ, учебных заведений профессионального и дополнительного образования. Участвуют в мероприятиях их воспитанники, без которых все проекты остались бы только на бумаге. Дети принимают непосредственное участие в воплощении идей своих педагогов и, как правило, позитивно относятся к переменам в школьной жизни.
Отличительная особенность проектов, представленных на ярмарке этого года: во многих предусмотрены занятия с участием ребенка и родителей. И это радует. Ведь о том, что учебное учреждение (будь то школа или детский сад) и родители должны быть заодно в воспитании детей, говорится немало. Рыбинск же может похвастаться, что для нас такие уроки не просто слова, а реальное общее дело.
Значительное количество программ посвящено правильному питанию, здоровому образу жизни и спорту. Учителя школы №35 разработали программу «От здорового питания — к здоровому поколению». Приучают учеников к правильному питанию не лекциями о вредных и полезных продуктах, а используя разные формы бесед. К дискуссиям, собраниям-практикумам, деловым играм и конкурсам привлекают родителей. Результат — больше 96% учеников питаются горячими завтраками, в школе снижен рост желудочно-кишечных заболеваний и ОРВИ, ребята переходят из подготовительной физкультурной группы в основную.
Другой объект внимания — одаренные дети. В клубе «Дебаты» лицея №2 школьников учат быстро и четко выражать мысли и уверено отвечать на вопросы. Поэтапно его участники совершенствуют навыки общения. Одним из способов развития талантов детей школы города видят их участие в научных конкурсах и конференциях.
Современный ученик — активный. Он, как известная героиня стихотворения Агнии Барто, желает заниматься всем и сразу, хочет все испытать и попробовать. Свою работу с энергичными детьми и подростками организует школа №15 им. Н. И. Дементьева. На ее базе открываются трудовой и оздоровительный лагеря, поддерживаются добровольческие инициативы, действует музей-лаборатория.
Организовать детей от года до трех лет — цель программы детского сада №107. Их «Мини-центр» проводит занятия, в основе которых — совместные игры детей и родителей. Самых маленьких обучают музыке, рисованию, аппликации, лепке.
Варианты, как можно разнообразить школьные занятия, представляют учреждения культуры города. В частности, на ярмарке сотрудники музея-заповедника предложили проведение тематических занятий, детских праздников, краеведческих игр, мастер-классов и выставок детского творчества. Выбор большой, остается лишь определиться с формой проведения урока.
Ярмарка — это еще и праздник, и место встречи педагогов города. В большом зале ОКЦ состоялось вручение наград учителям. Почетной грамотой министерства образования и науки РФ награждена Ирина Миролюбова, заведующая детским садом № 71. Нагрудные знаки в связи с присвоением звания «Почетный работник общего образования РФ» получили учитель русского языка и литературы СОШ №23 Елена Бардыкина, учитель географии СОШ №17 Ольга Разумова, заместитель директора по УВР средней (коррекционной) школы №13 Светлана Корешова, учитель начальных классов СОШ №28 Ольга Дележова и первый заместитель директора департамента образования Светлана Смирнова.