Таких бабушек — устремленно шагающих по своим делам, с замотанными дужками очков, с потрепанной сумкой в одной руке и с собачьим поводком в другой — не удивительно встретить на городских улицах. Удивительно было увидеть их в музейной экспозиции. Автор этих кукол — мастер художественной обработки дерева, преподаватель Рыбинской художественной школы Юрий Первов. Своих кукол он делает для души.
{image0} По окончании общеобразовательной и художественной школ Юрий Леонидович поступил в Абрамцевское художественное училище. Вернулся в Рыбинск, и с тех пор занимается резьбой по дереву. Под его талантливым резцом появились иконостасы и аналои не только для храмов родного Рыбинска, но и городов Подмосковья, Ленинградской области, Ярославщины. Уникальную работу художник выполнил для домового храма здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге, когда ангелов и декор иконостаса ему пришлось восстанавливать по чудом сохранившимся фотографиям начала ХХ века.
К изготовлению игрушек из дерева он пристрастился случайно. Когда новоявленный бренд «Мышкин — город мыши» только начинали «раскручивать», рыбинских художников пригласили принять участие в Дне города. Времена были трудные, каждый постарался изготовить что-то на продажу заезжим москвичам. Готовил свои работы в традиционном стиле (деревянные ковши, посуду) и Первов. А потом его будто что под руку толкнуло. Взял, и шутки ради вырезал несколько деревянных мышей. Мыши и «ушли» с лотка первыми.
А Юрий Леонидович уже разохотился: за мышами последовали лисы, кошки, люди, в том числе и литературные персонажи. Например, капитан Сильвер из романа Стивенсона «Остров сокровищ» — в шляпе и на протезе, с пистолетом и саблей.
Для изготовления кукол годятся любые породы дерева, в ход идут остатки от больших работ, обрезки, дешевая бижутерия, пластиковые бусинки и пуговки. Но это не дешевые поделки, на изготовление каждой куклы художник тратит от полутора до двух месяцев.
Некоторые его игрушки имеют необыкновенную судьбу. В 90-е годы в одном из художественных салонов Рыбинска продали скульптуру царя Мидаса. А через несколько лет к художнику пришла женщина и рассказала, что куклу она подарила своей дочери. Та выросла и уехала в Америку. Теперь женщина хочет, чтобы у греческого царя была греческая невеста, и попросила сделать Нимфу, которую она тоже собирается отправить за океан.
Случались и интересные заказы. По просьбе одного рыбинского предприятия Юрий Первов изготавливал шаржевые скульптуры. Черты лица восстанавливал по фотографии, для каждого персонажа придумывал какой-то характерный для него сюжет. Инженеров размещал на крыле самолета, рыболову вручал удочку, охотнику — ружье. {image1}
В 90-е годы впору было выживать, поэтому многие работы пришлось продать. Теперь Юрий Первов жалеет об этом. С бабушками, которые побывали на выставке в Рыбинском музее-заповеднике, как мы ни просили, он тоже отказался расстаться наотрез: сроднился с ними, как с живыми. Мастера явно не интересовала тема торга. Он виртуозно сменил тему. Дескать, авторская кукла как жанр появилась в России в послевоенные годы, когда бедным художникам приходилось мастерить своим детям игрушки из чего придется. Выбрасывать самоделки было жалко — все же в них душа вложена, а, когда дети выросли, кому-то пришло в голову устроить выставку самодельных кукол. И работы вызвали невероятный интерес.
Так это или нет, но куклы ручной работы популярны в разных странах. На Руси верили, будто они оберегают дом, в японских домах их держат, чтобы вбирали отрицательную энергию.
Юрий Первов тоже считает, что его деревянные скульптуры наделены душой и обладают магической силой. На эту тему он разговаривал с артистом Рыбинского театра кукол, и тот поведал, что в куклах огромный процент мистики. По словам актера, перед представлением он разговаривает с ними, ставит сверхзадачу и настраивает на спектакль. И еще: среди кукловодов бытует мнение, будто бы после смерти артиста другому хозяину этот своеобразный партнер не дается, умирает тоже.
Кукольник посоветовал не торопиться вставлять кукле глазки, потому что после этого она стразу начинает жить. И это правда. Юрий Леонидович не раз замечал: отставишь головку с глазками в сторону, а потом случайно вдруг ловишь ее укоризненный взгляд — жутко становится. А на каком-то этапе работы куклы начинают диктовать, вмешиваться в процесс работы: вот так делать не надо, сделай так.
— Делаешь шутя, а потом понимаешь, что это не просто куски дерева, что это живые существа. Если есть образ, душа — не важно, из чего она сделана, — говорит художник.