Первая же выставка, открывшаяся в Рыбинском музее в наступившем году, просто изумила своей неожиданностью. Конечно, уже само ее название «Передвижная выставка авангарда» выглядело весьма многообещающим, а поддержка проекта грантом президента РФ настраивало на серьезный лад. Тем не менее, под подобным заголовком чаще всего скрываются смелые (иногда оправданно, иногда – не очень) дерзновения каких-нибудь молодых дарований. Да и приехала выставка из соседнего Углича, который как-то слабо воспринимается как заповедник авангарда.
{image0} А оказалось все совсем по-другому. Основу выставки составляют произведения московских художников 1970-1980-х годов. Это талантливые работы Сергея Блезе, Анатолия Зверева, Дмитрия Константинова, Натты Конышевой, Сергея Симакова, других художников того времени, стремившихся выйти из наезженной колеи «социалистического реализма» и создавать что-то свое, оригинальное… Наверное, тогда они действительно воспринимались как новаторы-авангардисты, хотя сейчас, треть века спустя, видишь в работах многих из них прежде всего раздумчивую рефлексию, характерную для живописи 1970-х, стремление испытать и проверить существующие в искусстве пути, будь то кубизм, или примитив, или даже искусство Ренессанса. Глядя на изысканную живопись Сергея Блезе и Сергея Симакова про авангард думаешь в последнюю очередь. Правда, рядом с ними – лихо и экспрессивно вроде бы совсем «накаляканные», но при этом очень похожие портреты знаменитого Анатолия Зверева и кубистические работы С. Шарова.
Но вот такими разными были московские неформальные художники, выставлявшиеся сперва по квартирам авторов, а с 1976 года в подвальном выставочном зале на Малой Грузинской – маленьком «оазисе» творческой свободы (под бдительным контролем КГБ) в социалистической Москве. Характеризуя их творчество одним словом, я бы назвал их прежде всего нонконформистами – теми, кто не хотел приспосабливаться к официальным требованиям, продолжая жить и работать, как это требовала их душа, их совесть.
«Мы же писали, не для того чтобы повыгоднее продать свои работы или эпатировать зрителя, чтобы добиться известности, — говорил на открытии выставки иеромонах Рафаил (некогда художник Сергей Симаков). Современные авангардисты, зачастую сознательно ищущие провокации, скандала, пиара, вызывают у него сожаление. — Мы ведь пытались своими исканиями проникнуть глубже в суть вещей, душу в них увидеть».
Это у отца Рафаила, настоятеля храма под Угличем, хранились картины: собственные, купленные у товарищей (была у тех художников традиция: те, кому удавалось удачно продать работу с выставки, приобретали работы у тех, кому повезло меньше), подаренные друзьями. Много лет лежали они у него, фигурально выражаясь, на чердаке, пока не привлекли внимание угличской культурной общественности. Первая выставка была проведена по инициативе «Угличской газеты», в советские годы носившей название… – «АВАНГАРД». А потом молодой галерист Александр Егоров подал заявку на президентский грант и – выиграл! Так и сформировалась «Передвижная выставка авангарда», побывавшая в Угличе, Кашине и теперь – в Рыбинске. К выставке примкнули несколько интересных провинциальных (географически) художников: угличане Федор Куницын и Валентина Максимова, суздалец Валентин Кноков (когда-то он тоже выставлялся на Малой Грузинской), живущая в нашем городе Любовь Менчикова. Все они продолжают в наше время традиции, заложенные в те времена. Пусть некогда головокружительный авангард может показаться несколько архаичным рядом с видеоартом или стрит-артом, однако, что нам до терминов. Главное, что сможет увидеть каждый посетитель рыбинского музея – это добротные, качественные работы состоявшихся художников, настоящее искусство.