Во второй половине XIX века село Абакумово Рыбинского уезда по развитию промышленности превосходило город Рыбинск…
{image2} Вот как описывал Абакумово в 1866 году известный этнограф и краевед Ф.А. Арсеньев:
«…множество каменных и деревянных зданий – таких чистеньких, новеньких, как будто выстроены они по капризной воле волшебника: все в один день. Почти в центре этой красивой колонии на одном из каменных строений величаво возвышается огромнейшая кирпичная труба – это канатная фабрика Николая Михайловича Журавлева, замечательная тем, что по громадному производству своему и по превосходной выделке канатов не имеет себе равных во всей Европе…».
Н.М. Журавлев (1810-1872 гг.), купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, был одним из самых богатых торговцев хлебом Верхнего Поволжья. Писатель и публицист, князь В.П. Мещерский писал:
«Быть в Рыбинске и не заметить его, значит, не заметить слона в хлебной торговле. Николай Михайлович Журавлев личность замечательная: по обширному своему уму, по необъятному запасу сведений о промышленной и торговой жизни России. Вникание в малейший интерес составляет тайну всемогущего влияния г. Журавлева на весь торговый мир Волги и ее притоков».
Ежегодно Н.М. Журавлев вел дела на знаменитой Нижегородской ярмарке. Продолжим цитирование того же автора:
«В зале биржи делаются самые крупные и самые мелкие дела. Всего более торгуются представители мелкой торговли. Напротив, как говорил один купец, когда явится, например, г-н Журавлев на биржу, самый богатый хлебопромышленник на Волге, с его появлением водворяется какое-то благоговейное молчание. Он подойдет к купцу Блинову, нижегородскому тузу хлебной торговли, отведет его в сторону, скажет два слова, дадут друг другу руки, расходятся. Дело сделано, вся партия куплена без торга и переторжек, ибо, как здесь говорят, Николай Михайлович Журавлев не любит терять слова и время». {image0}
Н.М. Журавлев первым из рыбинских купцов занялся не только торговлей, но и промышленностью. В 1859 году в Абакумове он построил упомянутую выше канатную фабрику. Изготавливались канаты и веревки длиной до пятисот метров. Такая длина была важна для использования на конных машинах.
Конными машинами называли речные суда, подтягивавшиеся к завезенному вперед якорю посредством вращения ворота. Ворот, на который наматывался канат, тянувшийся к якорю, вращали лошади, ходившие на палубе по кругу.
В 1860-х годах Н.М. Журавлев построил в Абакумове чугуно-литейный, механический и судостроительный заводы. Изготавливал, по мнению современников, лучшие пароходы на Волге. Но путь к паровым судам у Н.М. Журавлева был не прост.
Массовое развитие речного пароходства в России началось в 1840-х годах. Активным сторонником развития нового вида водного транспорта был инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член Академии наук, министр путей сообщения Павел Петрович Мельников.
В 1841 году П.П. Мельников прибыл в Рыбинск агитировать купцов за развитие пароходства. Позднее он вспоминал:
«Я прибыл в Рыбинск и здесь собрал главных торговцев на Волге, чтобы сообщить им свои предположения. Я ожидал от этих господ полного сочувствия и даже содействия этому ответственному делу, а вместо того, к крайнему моему удивлению и разочарованию, моя восторженная речь была встречена недружелюбно. Купцы находили, что проект мой — мечта несбыточная, что буксирные пароходы невозможны по причине быстроты течения, что вода на Волге слишком тяжела. Более других неистовствовал некто Журавлев, большой торговец хлебом. Журавлев казался мне человеком весьма смышленым, а между тем отвергал мои убедительные цифры, не желая вникнуть в них, и выражался заносчиво до неприличия, так что у нас чуть не дошло до ссоры. Оказалось, что Журавлев вложил большую часть своего капитала в конные машины и с ожесточением мне противоречил потому только, что лучше других понял преимущества речных пароходов и что с введением их на Волге его конные машины потеряют свое значение и ценность».
К концу 1860-х годов у Н.М. Журавлева ходило по Волге одиннадцать пароходов. В это же время П.П. Мельников и Н.М. Журавлев встретились в поезде на Николаевской железной дороге. Министр шутя спросил:
{image1} — Продолжает ли вода в Волге быть такой тяжелой, чтобы пароходы не могли по ней ходить?
— Э, перестаньте, кто старое помянет, тому глаз вон,- ответил Николай Михайлович.
Дело Н.М. Журавлева успешно продолжил его сын – Михаил Николаевич Журавлев. При этом М.Н. Журавлев использовал знания, полученные во время учебы в Англии.
В 1859 году Н.М. Журавлев отправил сыновей Михаила и Ивана учиться на Туманный Альбион. Там братья изучали математику, химию, физику, естественную историю, геологию, минералогию, прикладную механику. Во время учебы Михаил вел дневник на английском языке, ныне хранящийся в Рыбинском архиве.
В Лондоне Михаил не только научился организации промышленного производства, но и сделал важнейший для себя вывод: «Чем выше уровень жизни рабочих – тем лучше они работают!».
М.Н. Журавлев превратил Абакумово в маленькую Англию. Его рабочие и служащие получали большую, чем в городе, зарплату. Канатная фабрика дважды горела, но оба раза М.Н. Журавлев восстанавливал громадное здание, не увольняя рабочих.
М.Н. Журавлев построил в Абакумове здание начального училища. Предоставил просторное, светлое, кирпичное здание под церковно-приходскую школу. Если дети рабочих и служащих из Абакумова хотели учиться в городе, М.Н. Журавлев оплачивал их учебу в Рыбинске.
Рабочие и служащие отвечали Михаилу Николаевичу добросовестным трудом и преданностью. В 1897 году, когда М.Н. Журавлев отмечал двадцатипятилетие самостоятельной деятельности, он получил от своих работников приветственный адрес:
«Дорогой наш хозяин Михаил Николаевич! В настоящую минуту Вы видите около себя Ваших служащих, которые собрались помолиться и поздравить Вас…».
В Абакумове М.Н. Журавлев построил для себя великолепный жилой дом и окружил его прекрасным садом. Самое почетное место в кабинете хозяина занимала икона Николая Чудотворца, подаренная ему рабочими.
Ныне бывшие земли села Абакумово занимает территория Рыбинской ГЭС.