Финансирование дорожной отрасли увеличено втрое, субсидии районам выросли в десятки раз. Осталось главное – рационально использовать большие деньги на местах
Состоявшееся заседание «круглого стола» «Итоги и перспективы дорожно-транспортного комплекса Ярославской области» получилось необычным – и по числу участников, и по формату обсуждения.
Желающих принять участие оказалось в разы больше, чем в изначальном списке. Собрались не только представители областного правительства и муниципальных властей, но и представители всех отраслевых объединений, ученые, преподаватели вузов, общественники.
– Транспортная и инфраструктурная отрасли сегодня являются базовыми в стратегии развития нашей области, – сказал губернатор Сергей Вахруков. – И для нас важно взглянуть на проблемы и перспективы этих отраслей по-новому, осознать, что и транспортники, и дорожники работают в настолько тесной взаимосвязи, что и подход к разработке планов развития дорожной сети и транспорта возможен лишь один – комплексный. Сегодняшний «круглый стол» – первое мероприятие, на котором мы разрабатываем такой подход. Второй важный акцент: мы долгое время решали вопросы развития дорожного хозяйства и транспорта, слабо учитывая интересы жителей области. Сегодня основой нашей работы должно стать внимание к пожеланиям и нуждам людей. Это – главный ориентир.
Состояние дорог в Ярославской области, как и по всей стране, даже категорически не склонный к пессимизму Сергей Вахруков оценил как «мягко выражаясь, не очень удовлетворительное». Из почти 18 тысяч километров дорог, проложенных по Ярославской земле, более 60 процентов – региональные и муниципальные. В экономических неурядицах недавнего прошлого дорожную отрасль хронически «забывали» как следует финансировать. Местные руководители запустили дело до такой степени, что десятки внутримуниципальных дорог просто не имели документов, были бесхозными.
Происходящее в дорожной отрасли сегодня логично сравнить с рассветом после долгой ночи. Запущен активный процесс регистрации бесхозных дорог. Законодатели сделали главное: закрепили принцип нормативного финансирования ремонта и содержания дорог, теперь каждая трещина на асфальте и каждый ухаб на проселке поддаются строгому учету.
Дороги нашей области сейчас соответствуют нормативам на 16 процентов, но Сергей Вахруков поставил задачу: в ближайшем будущем достичь планки 21 процент (рост более чем на четверть) и затем продолжать неукоснительное непрерывное стремление к стопроцентному позитиву. Условия для этого есть. По инициативе правительства РФ в регионах с 1 января 2012 года воссозданы дорожные фонды. Ярославский ДФ – около 4 млрд. руб., районы вместо прошлогодних 85 миллионов получат больше миллиарда – на порядок выше! Более того, рассматривается вопрос о поддержке региональных ДФ из федеральной казны, наиболее активные губернаторы (ярославский – в их числе) собираются лоббировать решение на федеральном уровне.
Глава региона твердо заверил, что в обозримой перспективе рост финансирования дорожной отрасли продолжится: каждый следующий год в дороги будет вкладываться больше денег, чем в предыдущий. И поэтому на повестке дня – решение почти гамлетовского вопроса: как будем делить?
– Мы уже имеем бюджет на 2013–2014 годы, – сказал Сергей Вахруков. – И должны сориентировать районы и их дорожные предприятия на то, каким образом появившийся денежный ресурс будет распределяться. Главное – считаться с мнением населения. Механизм получится непростой: люди, как всегда, будут хотеть провести дорогу до своего порога, и это – нормальное желание. Буду откровенен: мы не станем давать деньги на конкретную дорогу, районы сами создадут свои, близкие к земле, программы ремонта и реконструкции дорог.
Это – твердая позиция правительства.