Домой Политика Мы заинтересованы в сотрудничестве

Мы заинтересованы в сотрудничестве

0

15 марта Россия отметила один из самых близких к нуждам народа «красных дней календаря» – Всемирный день защиты прав потребителя. Праздник-2012 – юбилейный, пятидесятый. Сегодня наш собеседник – заместитель директора – председатель комитета потребительского рынка департамента АПК и ПР ЯО Валентина Шишина.

– Валентина Валерьяновна, о чем самом главном вы хотели бы сказать?
– От души поздравить всех-всех-всех! Вдумайтесь, ведь речь идет об объединяющем общество начале, а мы нуждаемся именно в единении. Потребителями являются все – независимо от политических взглядов, веры, характера, уровня благосостояния. Защищая потребителя, мы защищаем народ.
– Со дня первого провозглашения основных прав потребителей и гарантий их государственной защиты исполняется полвека. Почему до сих пор тысячи ярославцев жалуются на нарушение этих прав? Разве за десятилетия не выработаны эффективные механизмы защиты?
– Выработаны. В Ярославской области построена серьезная система защиты прав потребителя, она работает. Об этом говорит немало цифр, статистика открыта – знакомьтесь. Люди верят нам – только по «горячей линии» специалистами отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ярославской области дана 871 консультация, а всего – 13666. Согласитесь, говорящая цифра. А обращений много, потому что жизнь не стоит на месте. Я думаю, что не ошибусь, сказав: работа по защите прав потребителя – процесс вечный. Мир изменчив. Претерпел изменения и закон. Преобразилась сфера торговли – раньше мы не знали ни электронной торговли, ни торговли на дому. Все больше новых форм туристических услуг – весьма проблемная тема. Реформа ЖКХ породила много вопросов. Активно ведется работа по защите прав потребителя в секторе банковских услуг, раньше этого и в зачатке не было.

Писать учили нас не зря!
В созданной в Ярославской области системе защиты прав потребителей не пропадает ни одна бумажка, каждое обращение регистрируется и подвергается всестороннему анализу, ведется строжайшая статистика. Цифры подтверждают известный тезис о том, что защита прав потребителей – процесс вечный. С появлением новых услуг, например, торговли в интернете, с изменением законов и по многим другим причинам поток обращений граждан в надзорные и контролирующие государственные органы не иссякает. За 2011 год в рамках реализации обеспечения и защиты прав потребителей согласно закону «О защите прав потребителей» специалистами муниципальных образований рассмотрено 19423 (!) обращения. Около 2000 из этого легиона обращений письменные, 17491 – устные. Несмотря на то, что такое множество жалоб и сигналов, несомненно, говорит о высокой гражданской активности ярославцев, защитники прав потребителей все-таки хотели бы снизить количество обращений, добиться улучшения качества услуг и товаров всех видов. В некоторой степени их старания увенчались успехом – 2011 год принес на 2334 обращения меньше, чем прошлый. Это сокращение на 10 процентов показывает укрепление системы защиты прав ярославцев. А о том, что наши права нуждаются в защите, говорит высокая правомерность жалоб: после тщательного разбирательства отказано всего лишь по 39 обращениям.

– Многое из сказанного хотелось бы уточнить. Например, телефон «горячей линии».
– Есть специальный, учрежденный по инициативе губернатора телефон для сообщений о продаже некачественного алкоголя: 73-07-27. На днях создадим на сайте правительства области специальный форум, намереваемся сделать его не только консультативным, а открытым для всех потребителей, чтобы любой имеющий доступ к интернету ярославец мог бы написать: был в таком-то магазине, купил такой-то некачественный товар. Мы заинтересованы в активной позиции ярославцев в сотрудничестве с общественными организациями и с каждым отдельным потребителем. Мы открыты.  
– Неужели все поставщики услуг столь злокозненны? Может быть, они просто не в курсе, как правильно работать?
– Верное замечание. Мы и считаем важнейшим приоритетом работы нашего департамента не кару, а профилактику, устранение нарушений в добровольном порядке. Специалистами отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ярославской области совместно со специалистами департамента АПК и ПР ЯО только за прошлый год проведены 15 семинаров, обучили 250 человек. Постоянно проводим «круглые столы» с работниками сферы услуг и общественного питания, разъясняем, консультируем.

По три проверки каждый день
Управление Роспотребнадзора по Ярославской области в минувшем году работало в высоком темпе – проведено 955 мероприятий по контролю, в том числе 543 внеплановых. Это почти по 3 проверки ежедневно! Назвать такую активность избыточной нельзя ни в коем случае – выявлено 1854 нарушения. Это означает, что коэффициент полезного действия труда проверяющих приближается к 200 процентам, а в некоторых случаях и намного выше. Так, одна из проверок туристического бизнеса выявила сразу 19 нарушений!

– Сколько проверок было на рынке финансовых услуг?
– В среднем раз в неделю были обращения граждан, жаловались люди на банки. Чаще всего приходилось разбираться с включениями в кредитный договор условий о взимании комиссий, передачи банками права требования по кредиту коллекторским агентствам, нарушениями условий договоров банковского счета, в частности, неисправности банковских терминалов самообслуживания. Рассмотрели обращения, выявили 10 нарушений. 8 плановых рейдов провели, по трем кредитным организациям 6 протоколов составили, а всего за год 15. Названия банков озвучивать не буду, верю, что исправятся, не хочу вредить деловой репутации.
– Как-то слабенько банкиры нарушают… Кто у нас в лидерах «черного списка»?
– ЖКХ. Почти втрое больше обращений, чем по банковским услугам. Но это отдельная тема, государственный вопрос.
– Статистика говорит, что почти 30 процентов диагнозов российские медики ставят ошибочно. Как защититься пациенту поликлиник или больниц?
– Не молчать. Обращаться к руководству лечебного учреждения. При недовольстве услугами страховой медицины – проконсультироваться в департаменте здравоохранения Ярославской области, он работает со страховщиками. Если пользуетесь услугами платной медицины – храните документ: за что и сколько заплатили.
– А в турагентстве? Скандалы еще у всех на слуху…
– Просто не ленитесь внимательно читать договор. Не дать себя обмануть – пора этому учиться. Большинство конфликтов происходит, когда турфирма всего лишь бронирует место в отеле, а клиент думает, что все оплачено. А между тем, авиабилет заказать да и места в отеле забронировать можно через интернет – в разы дешевле. Учиться надо! Мне очень нравится, что сейчас общество включается в процесс защиты прав потребителей. Особенно новое поколение интересуется, оно готово отстаивать свои права.

Государство в обиду не даст
Как правило, когда в конфликтную ситуацию вмешиваются контролирующие государственные органы, восстановить справедливость удается. 86 процентов жалоб граждан в прошлом году удовлетворено в досудебном порядке, потребителям возмещено более 194,4 тысяч рублей. Сложившаяся судебная практика говорит о том, что суд часто встает на сторону потребителя. Это и неудивительно – в 82 процентах случаев проверки Роспотребнадзора подтверждали: да, основания для недовольства есть!

Предыдущая статьяФРГ
Следующая статьяСОЗДАНА РЫБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.