Умением распоряжаться деньгами владеет не каждый — справедливое утверждение для сегодняшнего дня. Так было и почти полтора века назад, когда Александр Островский написал потрясающе правдивую и для любого времени современную пьесу «Бешеные деньги». Премьера одноименного спектакля прошла в минувшие выходные в рыбинском театре драмы.
{image0} Если бы меня просили назвать предмет разговора в пьесе, я сказала бы — деньги. И еще — чувства. Не только любовь! Чувство гордости. Чувство счастья. Ощущение своей красоты и молодости как превосходства.
Вы знаете, каково это, когда человек только лишь от одного знакомства с вами становится неимоверно счастлив? Таково состояние Саввы Василькова, который встретил прекрасную барышню.
Савва — преуспевающий деловой человек, знающий цену деньгам и умеющий ими с толком распоряжаться. Избранница его — лучшая невеста столицы Лидия — переменчива в своих настроениях. Она наслаждается вниманием мужчин, но более всего увлечена заботами о себе, эффектными нарядами и впечатлением, производимым на окружающих. У нее отношение к деньгам совершенно противоположное — она любит их тратить, не зная никакой меры. Есть у нее вполне конкретное желание — выйти замуж, и непременно за человека внешне привлекательного и платежеспособного. Влюбленный Савва на эту роль замечательно подходит. К тому же, судя по слухам, он весьма богат, а значит, сможет не только озолотить будущую жену и тещу, но и заплатить по многочисленным счетам невесты-транжиры. Но простоватый с виду Васильков отнюдь не так слабохарактерен, как может показаться вначале. Он может не только вести дела и наживать капитал, но и проучить жену за ее легкомысленное отношение к деньгам. Сможет ли красавица познать, каким трудом они достаются? Пойдет ли союз таких разных личностей во благо им самим?
— Жизнь всегда ассиметрична, — утверждает режиссер спектакля «Бешеные деньги» Игорь Жетинев. — Даже две половины лица несимметричны, а попробуйте их одинаковыми сделать, уже не живое лицо получится, а маска. Как ни противоречиво звучит, но отсутствие симметрии приводит наш мир в порядок. Когда хаос и порядок сочетаются, мир становится гармоничным. Ну а представьте, если вокруг один только порядок, это уже сплошная математика получается! Разве это жизнь?
Вот и выходит, что противоположности притягиваются и в науке, и на сцене, и в жизни. Противоречивую, но действительно красивую семейную пару играют Алла Смоленкова и Сергей Молодцов. К слову, красотой и шиком в спектакле пропитана каждая деталь, создающая обстановку. Роскошь во всем — в шикарных платьях дам, строго и со вкусом подобранных костюмах мужчин, в сдержанности манер. Даже вычурные перья павлина в интерьере подчеркивают помпезность момента. Да и сама комедия с немного наигранными и выставленными напоказ отношениями, ассоциируется со словом «шик».
— Нашей задачей было создать маленькое райское местечко, Эдем, в котором живут красивые люди, — подтверждает режиссер. — Эти люди не хотят знать, что деньги, которые они не устают тратить, кем-то с трудом зарабатываются. Но разве можно однозначно сказать, какой мир лучше: прагматичный или окруженный красивыми и вроде бы бесполезными вещами? Правильно ли вообще называть их бесполезными?
Людям было свойственно заглядываться на красивое сто лет назад, красота привлекает нас и сейчас, и так, вероятно, будет и впредь. Красота, человеческие чувства, деньги — все живо, все актуально. Может, поэтому комедия и остается современной.
— Чтобы «осовременить» пьесу, необязательно одевать актеров в джинсы, — Жетинев категоричен. — Но и заниматься этнографией нет никакого смысла. Театр — вообще вещь живая! Мы стремимся перенести проблемы на сцену и сказать, что они вечные. Как не знали люди тысячу лет назад, как сказать про любовь, так они и сейчас не знают. И выдумывают слова «я тебя люблю», будто в первый раз.
Такова жизнь. Таков живой театр, где страдают, обижаются, сочувствуют, завидуют, любят, презирают… А вот каким именно чувствам стоит дать волю в вашей реальной жизни — решайте сами. После посещения спектакля.