О том, как удается наладить работу с собственниками жилья и какие вопросы возникают при этом, нам рассказал генеральный директор одной из управляющих компаний Сергей СИТНИКОВ.
{image0} — Сергей Анатольевич, то, что руководимая вами компания установила счетчиков больше, чем другие предприятия, является заслугой специалистов, или у вас жители очень активные?
— За последние четыре месяца мы провели порядка 30 собраний комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС), на которые приглашали старших по 10-12 домам, параллельно организовали около 50 общих собраний собственников домов. Практически все собрания приняли решение об установке ОДПУ.
— Какие аргументы вы приводите в разговорах с собственниками?
— Потребитель должен понимать, что по прибору учета он оплачивает лишь фактически полученный объем услуг. Кроме того, чтобы сделать перерасчет за низкое качество услуги, например, за недотоп, человек должен написать заявление в управляющую компанию, вызвать комиссию. При этом перерасчет ему сделают не за все время, а только за определенный период, когда недотоп был установлен. В составе комиссии должен быть представитель ресурсоснабжающей организации, а у них не всегда на это есть время, поэтому бывают случаи, когда комиссия приходит дня через три после заявления, а в квартире уже и температура нормальная, и вода из крана течет горячая. Если факт предоставления некачественной услуги не установлен — перерасчета не будет.
При оплате коммунальных услуг по приборам учета показатели фиксируются постоянно, в режиме он-лайн. В случае недотопа не требуется никаких заявлений, никаких комиссий — перерасчет за услугу ненадлежащего качества сделают автоматически. Ресурсоснабжающая компания при этом будет иметь очень хороший стимул работать качественно.
— Как дорого это удовольствие — установка ОДПУ? Были случаи, когда собственники отказывались платить за установку счетчиков?
— Мы предлагаем собственникам схему установки приборов учета, которая не предусматривает предоплату. Прибор учета и тепловой узел приобретает компания, при этом с собственниками подписывается договор, по которому часть сэкономленных средств мы обязуемся возвращать жителям, другую — направлять на энергосберегающие мероприятия.
— Например, на утепление фасадов?
— Утепление фасадов — дорогостоящая технология, до которой мы еще «не доросли». Для начала мы выполняем остекление подъездов, ремонт швов, теплоизоляцию подвальных помещений, розливов, межэтажных перекрытий, чердаков…
— Чердаки-то зачем изолировать?
— Больная проблема для Рыбинска — сосульки и сход ледяных глыб с двухскатных крыш. Лед на крышах появляется из-за разницы температур снаружи и внутри чердака. Когда рыбинские купцы строили свои дома, у них не было центрального отопления, двухэтажные особняки отапливались печами. Проводя в дома тепло, сделали верхние розливы, и чердаки стали теплыми. Если их теплоизолировать, то лед на крышах намерзать не будет, не нужно будет вызывать дорогостоящую автовышку и портить кровлю, сбивая с нее наледь ломом.
— Если вы не требуете предоплаты, значит, привлекаете заемные средства, а это увеличивает стоимость работ…
— По закону на установку приборов учета мы можем привлекать заемные средства по максимальной ставке 8,24% годовых. Но делаем это не всегда, а лишь там, где работы стоят особенно дорого. Из последних двадцати домов, которые мы оборудовали приборами учета, кредит брали только на один дом.
— По словам директора департамента ЖКХ Николая Шишкина, вы представили в администрацию пять протоколов общих собраний с решениями об установке счетчиков. А в скольких домах ведется эта работа?
— Это устаревшая информация. Пять бланков голосования мы представили в октябре, недавно отправили еще десять. Кроме того, в домах, где небольшое количество муниципальных квартир, решение собственники принимают самостоятельно — без участия администрации. А всего из 350 многоквартирных домов, которыми управляет наша компания, работа по установке ОДПУ ведется более чем в ста домах, то есть мы задействовали почти 30% жилого фонда компании.
— В масштабах Рыбинска — это не больше 7%. Ситуация напоминает 2007-2008 годы, когда мы сидели, чего-то ждали, а потом не попали в первый транш по капремонту, потому что не имели необходимого количества ТСЖ, частных управляющих компаний и коммунальных предприятий. Если государство поставило цель — перевести расчеты за коммунальные услуги на приборы учета, — оно ее добьется…
— По нормам придется платить больше — это однозначно.
— Бывает, что и со счетчиком плата не уменьшается, а увеличивается…
— По программе капремонта с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ мы оборудовали, а с октября перевели на расчеты по ОДПУ два дома. В результате по теплу эти дома получили реальную экономию, а вот по горячей воде выявился перерасход. Пока люди не научились ее экономить.
Чтобы расходы уменьшились, перед включением дома в программу, мы проводим его полное обследование. Не все дома энергоэффективны, в некоторых требуется реконструкция теплоузла, элеватора. Бывают случаи, когда люди просят установить прибор учета, но мы не включаем дом в программу, потому что необходимы большие предварительные расходы, которые на данный момент непосильны жильцам.
— После 1 июля установкой приборов учета должны заняться ресурсоснабжающие организации. Создается впечатление, что вы спешите выполнить работы до этого срока…
— Сам по себе прибор учета ничего не экономит — он лишь считает коммунальные ресурсы. При проектировании ОДПУ мы предлагаем собственникам провести мероприятия по повышению энергоэффективности дома. Будет ли делать это ресурсоснабжающая организация — не знаю. Не думаю, что продавец приобретет весы, которые будут взвешивать товар в ущерб ему.
— Отчеты управляющих компаний — еще одна актуальная на сегодняшний день тема. Вы проводите эту работу?
— Отчет о работе компании мы предоставляем старшим по домам и размещаем на своем сайте. Документ состоит из трех частей. В первой содержится отчет о работе по управлению домом с указанием видов работ и их стоимостью (уборка лестничных клеток, работа дворника и т. д.). Вторая часть содержит реестр выполненных работ по текущему ремонту (подъезды, электрика, кровли, подготовка к отопительному периоду). Она подкрепляется сметами и расценками, документами по ценообразованию. Третья часть отчета представляет перечень должников с указанием сумм долгов. Эту информацию мы предоставляем старшим по домам, чтобы они провели работу с жителями и убедили их прийти в управляющую компанию заключить соглашение о рассрочке платежей, после чего они смогут оформить субсидию. Мы не применяем драконовских мер, вникаем в положение каждого. Если человек, например, какое-то время оставался без работы, частично списываем ему пени.
Привлекаем старших и к разрешению конфликтных ситуаций с собственниками квартир, в которых прописано по 20-30 человек. Получая временную регистрацию, эти люди не платят за коммунальные услуги. А с введением платы за общедомовые нужды тепло, вода, электроэнергия, которые они расходуют, лягут на плечи добросовестных собственников.
Специальная служба компании работает также по выявлению бесхозных квартир. Их списки мы направляем в администрацию, чтобы бесхозное жилье предоставляли нуждающимся. В Рыбинске уже есть практика взыскания средств за содержание бесхозных квартир через суд, но мы стараемся решить вопрос мирным путем.