19 марта в день Шестоковской иконы Божией Матери из Рыбинска, Москвы и Ярославля в старинное русское село Шелдомеж Некоузского района съехались паломники. Здесь 775 лет назад была кровопролитная Ситская битва, и 90 лет назад существовал Шестоковский женский монастырь – один из крупнейших в России.
Продолжение. Начало в № 12.
ПЕРЕЕЗД ОБРАЗА ИЗ МОСКВЫ В ШЕЛДОМЕЖ
{image0} Шли годы, Николай Дмитриевич уже давно оставил военную службу, жил в Москве, периодически навещал родовое гнездо в селе Шелдомеж Кашинского уезда Тверской губернии.
Было у Скрипицына пятеро сыновей и три дочери. Незадолго до своей смерти он завещал им, чтобы икона Богородицы принадлежала всем детям, а в случае несогласия с условиями ежемесячной передачи из рук в руки отдать её в церковь села Шелдомеж.
В 1789 году Николай Дмитриевич умер, дети разъехались, а вопрос принадлежности иконы стал спором между родней. Сначала её перевозили из одного имения в другое, от одного брата к другой сестре. Такие переезды нарушали духовные законы того времени, однако приезд образа в населенный пункт – имение одного из Скрипицыных — для местных жителей был праздником. Икону встречали со всеми почестями, неустанно пред ней молились. Так скандальный переезд по сути стал своеобразным крестным ходом от Мологских имений в селах Сысоево, Воскресенское, Голенищево в Тверские имения Кашин, Бежецк, Раменье и Красный Холм, а потом заново по кругу. Народ везде встречал и провожал икону, принося пожертвования, которые шли на её украшения и из которых была сделана большая серебряная вызолоченная риза, украшенная разными камнями, два из них были драгоценными, а убрус на Божией Матери и Богомладенце были жемчужные.
Передвижение иконы без благословения – грех, и церковное начальство настояло на том, чтобы она находилась в одном из домов Скрипицыных. Так семьей было принято решение об исполнении последнего завета их отца – передать икону в храм села Шелдомеж. Было это в феврале 1832 года.
НАЧАЛО МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ
К чудотворной Шестоковской иконе съезжались паломники из разных городов, а порой и из заграницы. Кто за утешением скорбей, кто в поисках душевного спасения. Среди приезжающих богомольцев немало было и монашествующих, которые переселялись в Шелдомеж, поближе к иконе, подальше от мирской суеты. Так начинались первые шаги монастырской жизни.
Для узаконивания своих прав на молитву местные жители и насельники создаваемой обители два года хлопотали перед Священным Синодом о возможности создания официального женского монастыря. Наконец в 1887 году община стала монастырем.
В тот же год в Шелдомежский монастырь была назначена игуменья Леонида. Приехав в Шелдомеж, она принялась строить жилые корпуса и ремонтировать уже имеющуюся собственность.
За 13 лет ею было построено шесть двухэтажных, пять одноэтажных домов, два скотных двора, три сарая и два амбара. Одной из главных благодеяний монахини Леониды было создание при общине церковно-приходской школы. Содержать школу для детей двадцати пяти окрестных деревень – удовольствие дорогое, но нужное. Все финансово-хозяйственное бремя обеспечения школы несла община. Число обучавшихся мальчиков и девочек ежегодно росло, и если в первый год их было 40, то к революционному году стало больше 150. Шелдомежская церковно-приходская школа зарекомендовала себя с очень хорошей стороны по качеству воспитания и преподавания различных предметов. Поэтому детей приводили не только из деревень, приписанных к приходу, но и из Мологского уезда Ярославской губернии.
Продолжение в следующем номере