Домой История ДЕНЬ НАЧАЛА ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБИТЕЛИ

ДЕНЬ НАЧАЛА ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБИТЕЛИ

0

19 марта в день Шестоковской иконы Божией Матери из Рыбинска, Москвы и Ярославля в старинное русское село Шелдомеж Некоузского района съехались паломники. Здесь 775 лет назад была кровопролитная Ситская битва, и 90 лет назад существовал Шестоковский женский монастырь – один из крупнейших в России.

С БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО

{image0} До 1895 года послушницы и монахини молились в Воскресенском храме, том самом, который был построен еще Скрипицыным. Однако с каждым годом число паломников и постоянно живущих членов обители становилось все больше, поэтому храм во время службы всех желающих не вмещал.
Вскоре игумения Леонида получила благословение от отца Иоанна Кронштадтского, который, вручив Леониде 20 рублей, сказал: «Вот тебе от меня первая жертва на новый храм».
Так, с благословения отца Иоанна Кронштадского началось строительство шестаковского cобора. 12 мая 1896 года была совершена его закладка с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшего неподалеку отсюда в ходе Ситской битвы. Главный придел обустраивали в честь Святой Живоначальной Троицы.
Через двенадцать лет после начала строительства — 26 ноября 1908 года — Троицкий собор был освящен. Внутри он был оштукатурен, имел четыре печи. Иконостас для всех трех алтарей делали петербургские мастера, иконы были написаны сестрами обители. Многие образа храма были украшены серебряно-вызолоченными ризами, обсыпаны бирюзой и дорогими камнями.
К 1918 году в монастыре проживало больше 200 монахинь.

ОТ КОНЦА ДО НАШИХ ДНЕЙ

В 1920-х годах обитель попала под лихую руку большевиков. Монастырь сначала преобразовали в женскую сельскохозяйственную артель, а затем и вовсе закрыли. В 1932 году храмовый ансамбль монастыря был передан районному штабу ПВО. После Второй мировой войны помещения бывшей церкви были переоборудованы сначала под зерносклад, а затем и вовсе брошены – оставлены без окон, дверей и присмотра.
И то, что создавалось годами, трудами простых монахинь, было уничтожено.
От величественного Троицкого собора остался лишь четверик – по сути, каркас храма – без стен и крыши. Воскресенский храм рушится, в нём провалена часть кровли, валятся промокшие стены. Но даже, несмотря на разруху, заброшенность, ансамбль монастыря виден почти из любой точки Верхней Сити. Это делает его выразительной доминантой окружающих пейзажей.
Не сохранился до наших дней и чудотворный Шестоковский образ Богоматери. После кровавых репрессий икону унесла с собой монахиня Алевтина в деревню Зайцево, где прожила до 1963 года. После ее смерти представители сельской советской власти икону убрали в склад сельпо, заведующим которого был инвалид войны, верующий мужчина, разрешавший местным бабушкам периодически приходить помолиться и приложиться к святому образу.
Часть евхаристических сосудов (богослужебных предметов), икон и прочей церковной утвари попали в село Верхне-Никульское к архимандриту Павлу Груздеву, в том числе и несколько списков с Шестоковской иконы, которые он потом передал в Толгский монастырь под Ярославлем и Спасо-Яковлевский, что неподалеку от Ростова. 
В начале 70-х годов икону вынесли в местную конюшню и поставили рядом с хомутами и сбруями. Вскоре конюшню разломали. С тех пор чудотворного Шестоковского образа Богоматери, явленного в доме Скрипицыных – нет!
В 1936 году были изменены некоторые границы регионов нового Советского государства. Коснулись изменения Ярославской и Тверской областей. И село Шелдомеж с монастырем стало находиться на территории Ярославской области, в Некоузском районе, всего в 90 километрах от Рыбинска.

19 МАРТА — ДЕНЬ НАЧАЛА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Изучая историю храмов и монастырей, усадеб и сел Ярославской области, а Брейтовского и Некоузского районов в особенности, я обнаружил архитектурный комплекс нескольких рядом стоящих храмов. Тогда я себе и представить не мог, что это село Шелдомеж, с богатейшей историей Ситской битвы и Шестоковским монастырем – великой святыней. Летом прошлого года, собрав из двух друзей-единомышленников экспедицию для более подробного изучения и села, и монастыря, мы и не ожидали, насколько богаты будут наши краеведческие находки и какова окажется дальнейшая судьба обители.  
Порывшись в Интернете, я выяснил, что о монастыре во всемирной паутине есть только кратчайшие справочные сведения и фотографии путешественников-экстремалов. В архивах Рыбинска и Ярославля тоже сведений никаких не обнаружилось по одной простой причине – до 1936 года монастырь входил в состав Тверской епархии, а потом, при передаче документов в Ярославскую область, они, видимо, были потеряны. Но, видимо, Богу было угодно, чтобы история монастыря не была забыта, и потому в июне мне в руки попала «Летопись Шелдомежского монастыря Шестоковской иконы Божией Матери». Исписанная аккуратным, каллиграфическим почерком летопись, насыщенная дореволюционными фотографиями храмов, священников, настоятельницы, была за два дня мною набрана на компьютере, а еще через неделю написана полная история обители.
Написанная летом история монастыря в январе этого года была опубликована в сборнике новых краеведческих материалов «Не забывай Мологский край», который ежегодно издает общественный совет «Мологский край». Почти сразу после выхода книги и публикации статьи о судьбе монастыря в одной из областных газет я обратился с прошением к митрополиту Ярославскому и Ростовскому Пантелеймону с просьбой благословить проведение 19 марта в день Шестоковской иконы Божией Матери мероприятия памяти Шелдомежского монастыря. Владыка благословил готовить проведение молебна, панихиды. Как потом выяснилось, никаких сведений в епархии о монастыре почти не было, поэтому моя краеведческая работа оказалась необходимой в составлении исторических сведений о храмах и монастырях епархии.
Цель моего прошения была одна – впервые за 90 с лишним лет со дня закрытия обители было важным, чтобы в этих стенах вновь прозвучали слова молитвы. Почти век здесь была полнейшая тишина, которую изредка нарушали любопытные путешественники, птицы или дикие звери. И вот теперь вновь, как и сто лет назад, – молитва. Да и восстановление памяти о Шестоковской иконе, которая иногда теперь зовется Шелдомежской, крайне необходимо, ибо не у каждого города или даже области есть свой молитвенный заступник, а здесь у крошечного, почти вымершего села есть своя икона Богородицы. Планировалось также установить крест над могилами игумений, которые покоятся под алтарем Троицкого собора. Однако из-за холмов битого кирпича и промерзшей земли установка, вероятно, произойдёт только летом.
Глава Некоузского района Николай Савицков выделил на 19 марта, день проведения мероприятия, автобус для паломников, на котором от Некоуза до Шелдомежа ехали ярославцы и рыбинцы, неравнодушные к судьбе этой далекой от цивилизации обители. У протоирея Григория Гогишвили в запасниках отыскалась запрестольная Шестоковская икона, которая находилась в алтаре Троицкого собора, собственно, она и стала главной в богослужении. Это тем удивительнее, что она стала и первой иконой, которая впервые за 90 лет попала в монастырь. Она, по сути, вернулась туда, откуда ее почти век назад увезли.
Теперь, проведя молебен в рушащихся стенах этой великой обители, будем надеяться на ее возрождении.

Предыдущая статьяЗОНА ДУШИ
Следующая статьяРАЗЫСКИВАЕТСЯ РЕБЕНОК!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.