Учителя спорят: современный школьник, кто он? Креативный интеллектуал, бодро осваивающий окружение, или погруженный в свой мир тихий идеалист? Понять ученика, значит, найти к нему подход. Научить предмету не так сложно, как воспитать уверенную, самодостаточную личность, способную реализовать свои мечты. Какие средства хороши для воспитания? Задавшись этим вопросом, я отправилась в школу №1, где 13 апреля проходил финал конкурса «Ученик года 2012».
{image0} Конкурс «Учитель года» давно вошел в ранг традиционных мероприятий нашего города. За участвующих в нем педагогов «болеют» их ученики. Здесь же, в конкурсе «Ученик года», они поменялись местами: на сцене в качестве конкурсантов — школьники, а в зрительном зале — учителя. Подобный опыт для Рыбинска первый и, будем надеяться, не последний, поскольку мероприятие, безусловно, заслуживает внимания.
Нехитрая арифметика конкурса: 30 участников изначально и 15 финалистов на заключительном этапе, дети — учащиеся 5-11 классов — разделены по трем возрастным группам. Два этапа до финала они проходили заочно. Первый тур — оформление портфолио, второй — написание эссе о жизненных планах. Все вместе участники, а также приехавшие с ними болельщики — учителя и одноклассники — встретились только 13 апреля. На очном этапе им предстояло состязание в красноречии и интеллектуальный блиц. А комиссия оценивала еще и домашние задания — коллажи на тему «Я и моя школа». Вообще взаимодействию ребенка и школы посвящен весь конкурс, начиная от подготовки и заканчивая выходом на сцену. Логика проста: растет ученик — развивается и школа, в которой он учится.
Кстати, в продолжение темы роста. Первым заданием было… помечтать на одну из тем: «Город моего будущего» (для старших школьников), «Если бы я был президентом» (среднему звену), «Кем я буду через 20 лет» (младшим участникам). То количество предложений, что ребята успели изложить за несколько минут, конечно, в двух словах не передать. Одни говорили о Рыбинске, о том, что в городе надо строить новые университеты (обязательно — для гуманитариев), развивать туризм (вспомнив, что наша родина — столица бурлаков) и прививать землякам культуру поведения. Другие запланировали будущее вдали от дома, выбрав свой город-мечту. Говорили много, эмоционально и немного наивно, рисуя идеальные картины исполнения своих желаний. {image1}
Впрочем, учитывая, что организаторы первоочередной задачей конкурса ставили формирование позитивного образа жизни у школьников, подобные мечтания оправданы. Плюс к этому мероприятие должно способствовать развитию ответственности и лидерских качеств у детей. Но я, например, и не подумала бы, что кто-то из участников отличается неорганизованностью или пессимистичными взглядами на мир. Напротив, они целеустремленные, открытые к общению, а в списке достижений и увлечений каждого из них и спорт, и общественная работа, и олимпиады. Эти ребята явно не остаются в стороне от событий школьной жизни.
Пример тому — победитель конкурса «Ученик года 2012» в старшей возрастной категории Анастасия Иршинская, ученица 10-го класса СОШ №32. Стоило ей получить награду и спуститься со сцены, как ее тут же окружили друзья с поздравлениями и предложениями отпраздновать победу. Когда веселый гомон вокруг и радость от победы поутихли, Настя рассказала мне о том, что привело ее на конкурс:
— Я закончила художественную школу. В своей 32-ой школе активно занимаюсь общественной работой, я состою в совете старшеклассников, я вожатая. Школа и общественные дела — часть моей жизни. Еще я стараюсь участвовать во всех городских конкурсах, и, когда в школу пришло положение об «Ученике года», с удовольствием подала заявку. Не надеялась, что пройду дальше, но вот я здесь, и я так рада!
Планы на будущее десятиклассница тоже уже построила:
— Буду поступать на юридический факультет в Демидовский университет. Если не пройду, то подам документы туда же на экономику. Хочу получить образование в Ярославле, потом вернуться и работать в Рыбинске. Я уже говорила сегодня на конкурсе, что я патриот и мне важно остаться здесь.
А пока у Анастасии остается еще год, чтобы подготовиться к поступлению и стать ближе к мечте. Помощником в этом деле ей станет полученный на конкурсе приз — сертификат на бесплатное обучение на курсах подготовки к ЕГЭ в центре дополнительного образования детей «Молодые таланты».
В финале конкурса наградили еще двух победителей — Игоря Крутикова (школа №20), лидера средней возрастной категории и Ефима Рыбина (школа №15), призера младшей возрастной группы.