При рассмотрении программы по борьбе с наркотиками депутаты заявляли, что шприцы у нас в подъездах валяются, «город захламлен наркотиками», а полиция ничего не предпринимает. «Это не так, — руководитель отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков отдела угрозыска МУ «Рыбинское» МВД РФ Сергей КОЛОБОВ. — Мы никогда не прекращали бороться с распространением наркотиков, просто эта работа имеет свою специфику, в отличие от мероприятий по другим преступлениям она не на виду».
— Сергей Владимирович, за что наступает уголовная ответственность — за изготовление, продажу или употребление наркотиков?
— За изготовление и продажу. За употребление наркотиков уголовной ответственности нет. Этот вопрос рассматривается в правительстве и Госдуме, но результата пока нет.
— Но если раньше торговля наркотиками была своего рода бизнесом, то сейчас наркоманы перешли к натуральному хозяйству: сами производят — сами потребляют?
— Поменялся немножко, скажем так, состав наркотиков. В отличие от традиционных новые виды наркотических средств достаточно дешевы. Если среднему наркоману требуется героина на тысячу рублей в день, то приготовление рассчитанной на на четверых дозы дезоморфина обойдется в 400 рублей.
— У жителей как раз вызывают возмущение наркоманы, которые варят зелье в квартирах. С ними можно бороться?
— Жителей можно понять: в подъезде стоит запах, шприцы валяются. Но доказать такие преступления очень сложно. Участковый или сотрудник подразделения по борьбе с наркотиками должны оказаться в нужное время в нужном месте, тщательно собрать и запротоколировать все доказательства, иначе дело может «развалиться» в суде, а нам очень бы не хотелось работать впустую.
Недавно на Полиграфе участковый грамотно сработал: смог зайти в квартиру вслед за посетителем, увидел, что реакция в скороварке идет, но наркотиков в веществе не обнаружили. Пришел бы на полчаса позже — было бы удачнее. Но в этом случае он мог бы оказаться перед закрытой дверью. А чтобы проникнуть в помещение, нужна специальная санкция суда.
— Что нужно, чтобы получить санкцию?
— Наличие возбужденного уголовного дела.
— А уголовное дело можно возбудить заявлению жителей?
— Нет. Практика такая: задерживают лиц, которые выходят из «интересной» квартиры, обследуют их состояние. Если они находятся под действием наркотиков, если имеют при себе шприцы с наркотическим средством в особо крупном размере, если они рассказывают, где его изготовили, в квартире производят обыск.
Но к этому времени в квартире может уже ничего не быть, ведь наркоманы не стремятся за решетку, они начинают разбираться в юридических тонкостях.
— Так что сигнализировать бесполезно?
— Сигнализировать надо — обязательно. Если вы хотите искоренить это зло, то не должны быть сторонним наблюдателем. Можно обратиться к участковому, или в дежурную часть, или в уголовный розыск. Можно позвонить мне по телефону 24-25-88.
— А если люди захотят сами поучаствовать в оперативном мероприятии, они могут перекрыть выход из подъезда, например?
— Это было бы замечательно, но проблема в том, что когда мы сами задерживаем наркоманов, то в понятые никто идти не хочет. Недавно была такая ситуация. Задержали человека за хранение героина. Стоим в подъезде, он в наручниках. Проходит пожилая женщина: «Ой, как интересно». «Если интересно, поучаствуйте понятой». Она согласилась. Пока следователь проводил осмотр, писал протокол, прошел примерно час. Когда у него осталось работы минут на десять, понятая заявляет: «Мне некогда, я пошла». Пришлось следователю начинать работу заново. Иначе неизвестно, чем бы все это закончилось в суде. Видимо, то, что наркомана могут выпустить на свободу и он приобщит к наркотикам ее сына или внука, эту понятую не волновало. Но, если жильцы реально хотят поучаствовать…
— В контрольной закупке...
— Это вряд ли. Наркоманы стали очень осторожными. Они связываются по интернету, деньги и наркотики передают через «закладки». Были примеры, когда торговец чуть не до белья раздевал покупателей (вдруг у них диктофон), потом говорил, чтобы употребляли наркотики у него дома — на вынос ничего не давал.
— Значит, привлечение за наркотики — дело случая?
— Я бы так не сказал. Мы прекрасно понимаем, что человек в состоянии наркотического опьянения может стать объектом преступления. Чтобы добыть деньги на наркотики, часто он сам идет на преступление. Поэтому рыбинская полиция никогда не прекращала заниматься борьбой с наркотиками, даже после создания госнаркоконтроля. Год от года число раскрытых преступлений увеличивается: 7-8 лет назад уголовный розыск, в котором работало больше сотрудников, в среднем за год раскрывал восемь преступлений по наркотикам. Сейчас 40, а в прошлом году вместе с наркоконтролем мы довели до суда 52 дел.
В прошлом году по изготовлению «крокодила» не было реальных дел (этот наркотик не так давно появился), а в этом году возбудили четыре дела. Так что ситуация двигается, я считаю, нельзя сказать, что «город захламлен наркотиками».
— 52 дела — по одному раскрытому преступлению в неделю. В то же время жители дома по улице 1 Выборгской, только написав президенту, добились, чтобы в их доме прикрыли наркопритон…
— Информация по этому дому поступила к руководству отдела полиции «Мариевка», которое направило ее в уголовный розыск и в наркоконтроль. После этого началась разработка оперативных мероприятий. Мы могли действовать по двум вариантам: во-первых, послать участкового, который каждый день посещал бы эту квартиру, никого бы там не заставал (хозяйка в квартире не жила, использовала ее только для приготовления наркотиков), а наркотики бы все равно варили ночью. А можно было разработать комплекс оперативных мероприятий, установить наблюдение. Чтобы сработать не впустую и возбудить уголовное дело, мы пошли по этому пути. И, когда пришел запрос из администрации президента, мы уже могли рапортовать, что по фактам, указанным в заявлении жителей, возбуждено несколько уголовных дел — сейчас они рассматриваются в суде.
Естественно, мы не стали докладывать жителям о проводимых мероприятиях. В ответ на подобные заявления обычно сообщается, что проводится проверка. Иногда на проверки требуются месяцы, поэтому, видимо, у жителей и создается впечатление, что никто ничего не делает, а стоит обратиться к президенту — наркопритон тут же ликвидируют.
— Сколько дадут этим наркоманам?
— Приговоры бывают разные. В конце прошлого года за хранение героина в особо крупных размерах человеку, который имел несколько судимостей за наркотики и отбывал условный срок за имущественное преступление, дали 3,5 года условно. В то же время несудимому за особо крупный размер могут дать реальный срок. Суд у нас независимый.
— Вы видели тех, что варил «крокодил» в этой квартире? Они на самом деле в чешуе?
— Да, у людей, которые употребляют этот наркотик, нарушается кровообращение, бывают аллергии, кожные заболевания. Через полгода их ноги покрываются коркой, возникают проблемы с венами, они не могут ходить, может наступить паралич. Средняя продолжительность жизни такого наркомана два года. Позже, но в обязательном порядке начинаются проблемы и у героиновых наркоманов. Сейчас в больнице находится человек, который лет пятнадцать употреблял этот наркотик. Он лег в клинику уже четвертый раз в этом году, часть вен из ног ему пересаживают в руки, потому что руки начали гнить из-за отсутствия кровообращения.
— На начальном этапе родители или учителя смогут распознать «крокодилового» наркомана?
— Это сложно. Чтобы родители не увидели следы инъекций, они колются в пах. Но в состоянии наркотического опьянения человек неадекватен, его клонит в сон. Впрочем, не думаю, что школьники будут колоться «крокодилом», скорее, они побалуются курительными смесями, которых в последнее время появилось очень много.
— А это еще что такое?
— Откройте интернет и посмотрите — смеси широко рекламируются, можно заказать хоть тонну. В отличие от марихуаны, наркотика растительного происхождения, это синтетические вещества, которые гораздо больше вреда наносят здоровью. Если химическое вещество внесено в специальный перечень, утвержденный постановлением правительства, оно считается наркотиком и мы боремся с его распространением. Если не внесено — то наркотиком не является. А китайские производители могут менять свои формулы хоть раз в месяц. Последние изменения в законодательство вносили в ноябре прошлого года, поэтому вся химия, появившаяся позже, считается легальной.
— Но кальяны есть и в кафе, на дискотеках...
— Мы выявили факты употребления наркотиков в одной из городских дискотек, выдали предписания установить в помещениях дополнительные видеокамеры. Но в туалете камеры не установишь и что человек бросил в кальян — не увидишь. Амфитаминная группа наркотиков в основном употребляется через дыхание или с напитками. Тем не менее мы проводим рейдовые мероприятия.
— В форме?
— И в форме, и без формы. Наркоманы, которые обитают на дискотеке, знают в лицо всех сотрудников наркоконтроля, их служебные и даже личные автомобили. Как только мы подъезжаем, они разбегаются, а потом, часа через два, когда все успокаивается, возвращаются.
— Около каждого наркомана полицейского не поставишь, человек сам должен понимать, чем это чревато…
— Когда общаешься с молодыми людьми, часто приходится слышать, что пьянство много хуже наркотиков. У молодежи такое мнение, что гашиш, марихуана, курительная группа наркотиков, которые употребляются не внутривенно, вроде как не наносят вреда здоровью. Не буду сейчас никого разубеждать, но молодые люди должны помнить о том, что многие образовательные учреждения начали проводить освидетельствование абитуриентов на предмет употребления наркотиков. Стоящий на учете в наркодиспансере не может получить права, его не назначат на должность, связанную с гостайной. Серьезные фирмы в Рыбинске при приеме на работу начали практиковать исследования на «полиграфе», при этом вопрос, употребляли ли вы наркотики, претенденту задают обязательно. Людям не нужны проблемы с наркоманами.
ОБРАЩЕНИЕ К ЖИТЕЛЯМ РЫБИНСКА
Начальник Рыбинского МУ МВД России подполковник полиции Геннадий ГАВРЮШИН:
{image0} В нашей работе трудно переоценить доверие и поддержку граждан. Очень важно, чтобы жители города не были сторонними наблюдателями, а проявляли активную жизненную позицию.
Есть несколько способов донести информацию до полиции. Если вопрос касается непосредственно гражданина, то он должен обратиться в дежурную часть по телефону 02 или 112 — с сотового телефона.
Если человек хочет сохранить инкогнито, он может позвонить по телефону доверия 21-47-30, который находится в дежурной части. Все сообщения, поступившие на этот номер, записываются, а сам звонок регистрируется. Чтобы не было сокрытия сообщений о преступлениях, производится сверка данных: звуковое сообщение сопоставляется с зарегистрированным.
С конца прошлого года действует телефон начальника МУ «Рыбинское» МВД России — 24-26-01. Этот телефон находится у меня в приемной, позвонившему на него отвечает автоответчик. После звукового сигнала прошу вас четко и ясно изложить свою информацию. После этого секретарь передаст ее пресс-секретарю, который запишет ваше устное сообщение. Далее информация поступит ко мне. Передавая ее для исполнения сотруднику, я обязательно пишу на документе слово «доклад» — это значит, что после проверки он должен обязательно отчитаться о результатах.
Кроме того, в интернете у МУ «Рыбинское» МВД России есть свой сайт: www.uvdryb.ru, на котором существует обратная связь. Все электронные сообщения также поступают ко мне. При этом человек может указать свои данные, может не указывать. Но гражданина, оставившего координаты, мы ознакомим с результатами проверки.
Кто не хочет звонить по телефону или не имеет интернета, может опустить письмо в почтовый ящик, расположенный у дежурной части. Поступившая корреспонденция проверяется ежедневно.
Я еще раз со всей ответственностью заявляю: никаких укрывательств преступлений в полиции Рыбинска нет. Мы работаем по всем сообщениям, поступившим от граждан. Но по некоторым сигналам можно получить ответ сразу, по другим может потребоваться месяц кропотливой работы, к которой будет привлечено несколько сотрудников. Но конечный результат обязательно будет.