Выставка под таким названием открылась 10 апреля в мемориальном доме-музее А.А. Ухтомского. Рыбинские художницы Марианна Сорокина и Татьяна Хорина представили на ней авторские куклы — результат своей многолетней работы.
Марианна Сорокина приехала в Рыбинск по распределению после окончания института им. Репина. Работала искусствоведом в музее-заповеднике, преподавала в детской художественной школе, вместе с мужем создавала Центр молодых талантов. Когда с выходом на пенсию появилось больше времени, начала заниматься авторской куклой. Свой интерес к этому виду творчества объясняет так:
— Мы относимся к поколению, которое в детстве, а оно пришлось на 60-е годы прошлого века, не доиграло в куклы. Наше кукольное царство было достаточно скудным.
Несколько лет назад мне пришлось побывать на выставке авторских кукол в Центральном доме художника. Выставка произвела очень яркое впечатление, после этого и возникла мысль заняться этим видом творчества.
Марианне Сорокиной очень близка фарфоровая кукла, но в условиях Рыбинска работать в этой технике достаточно сложно: здесь нет специализированных магазинов с «заготовками» для кукольников. Поэтому на выставке представлены лишь четыре фарфоровые куклы. Другие работы выполнены из пеностирола и других материалов. Туловище, кисти рук и ножки изготовлены по традиционной технологии с помощью проволочного каркаса и текстиля. {image0}
Куклы Марианны Сорокиной объединены несколькими темами — это крестьянский быт, купеческий портрет, дворянская тема. Любимым периодом в истории культуры для нее всегда был Серебряный век, отсюда — «Дачники», сценки «В институте благородных девиц» и «Свидание». Две барышни в русских костюмах навеяны выставкой Маковских в рыбинском музее. Посетители отмечали, что ее работы удивительны и по настроению, и по композиции. Особую достоверность им придают аксессуары — кресло-качалка, швейная машинка, клетка для птиц, зонтики и веера, — выполненные автором с большой точностью. В этом отразилось знание эпохи, которую искусствовед изучала не только по книгам и коллекции декоративно-прикладного искусства в музее, но и по семейным фотографиям начала ХХ века, например, своей бабушки — выпускницы пансиона благородных девиц. На выставке семейные фотографии занимают отдельный стенд.
В отличие от Марианны Сорокиной другая участница выставки — Татьяна Хорина — имеет рыбинские корни. Здесь жила ее бабушка, а мама в свое время руководила работой городской больницы. На открытии экспозиции мастерица присутствовать не смогла, и работы представила ее дочь Светлана. Она рассказала, что Татьяна Хорина всю свою жизнь занималась шитьем и очень любит ткани. Именно от ткани в ее воображении рождается образ куклы — лицо, прическа, фигура.
Куклами Татьяна Ивановна занимается больше двадцати лет, замысел создания необычайно выразительных и характерных персонажей литературных произведений возник у нее, когда она читала книги внуку. В экспозиции представлены не только герои сказок Пушкина и «Мертвых душ», но и сами великие русские писатели, выполненные из бумаги и папье-маше.
На открытие выставки пришла Евгения Витальевна Тимонтаева. Многие годы она работала заместителем директора музея по научной работе, занималась народно-прикладным искусством, изучала народный костюм. В свое время изготовила для музея серию кукол — 12 восточных символов года. Куклы Марианны Сорокиной навеяли на нее воспоминания об этнографических экспедициях, о походах по деревням, как собирали народные рубахи и сарафаны. А ее коллега по работе в музее Наталья Широканова рассказала, что в годы войны куклы помогли семье Евгении Витальевны выжить — вместе с родителями она занималась изготовлением незатейливых фигурок, которые потом продавали, зарабатывая небольшие деньги.
Евгения Тимонтаева отметила, что работы двух авторов совершенно разные и каждый зритель найдет в них что-то близкое для себя.