9 мая в Индонезии во время выполнения демонстрационного полета пропал с экранов радаров новейший российский лайнер Sukhoi SuperJet-100. На борту, по уточненным данным, находились 45 человек. В том числе 8 россиян.
SSJ-100 выполнял второй по счету показательный полет для индонезийских авиакомпаний. В 11.21 по московскому времени он пропал с экранов радаров вскоре после того, как экипаж попросил разрешения снизиться до двух тысяч метров. Самолет разбился в труднодоступной местности (провинция западной Явы), ударившись о вершину потухшего вулкана (гора Салак, высота около 1800 метров). Представители индонезийской службы спасения отмечают, что самолет буквально разорвало на куски взрывом после столкновения с горой. И что достать тела (о выживших не сообщается) будет нелегкой задачей: когда до них доберутся, их предстоит укладывать в сети и поднимать на вертолеты с помощью канатов. Начало операции намечено на 11 мая.
К вылету в Индонезию готовы и спасатели МЧС России. Два транспортных Ил-76 российского чрезвычайного ведомства загружены спецтехникой и оборудованием. В их грузовых отсеках спасательные вертолеты ВК-117, на которых спасатели смогут добраться до обломков самолетов на склоне горы.
Следственный комитет РФ выясняет причины катастрофы самолета. Когда информация о ней подтвердилась, ведомство завело уголовное дело о нарушении правил безопасности полетов. В рамках этого дела следователям предстоит проверить процедуру подготовки экипажа к полету, а также техническое состояние самого воздушного судна перед отправкой из России.
Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин рассказал центральным СМИ, что российские криминалисты могут вскоре вылететь в Джакарту, чтобы работать вместе с индонезийской полицией. Следователи должны допросить техников, готовивших воздушное судно к полету. Кроме того, ответить на вопросы придется работникам предприятия-изготовителя.
По словам представителя СК РФ, во время расследования будут установлены все виновники катастрофы, в том числе юрлица, к которым потерпевшие смогут подать иск.
Гибель российского авиалайнера SSJ-100 стала трагедией не только для родных и близких людей, находившихся на борту. Это еще и ощутимый удар по надеждам отечественной авиационной промышленности на завоевание зарубежных рынков. Центральные СМИ сообщают, что согласно данным из открытых источников, на текущий момент заказано 332 единицы SSJ-100. Из них 122 заказаны российскими авиакомпаниями, которые вряд ли смогут отказаться от заказа. Еще 8 единиц покупает Армения, которая тоже вряд ли станет отказываться. Таким образом, максимальные потери могут составить 202 заказа, что эквивалентно 7 млрд долларов. Впрочем, отказ от заказов при наличии твердых контрактов чреват штрафными санкциями. Окажутся ли контракты под угрозой — зависит в том числе и от того, что будет названо причиной крушения: техническая неисправность самолета или так называемый человеческий фактор — ошибка экипажа или диспетчера.
Понять истинную причину катастрофы помогут «черные ящики» нового поколения, которыми был оборудован самолет.