В 1920 году в Рыбинске сгорел театр, построенный по проекту петербургского архитектора В.А. Шретера. В это время в городе уже существовал театр-студия Пролеткульта, который и принял эстафету у профессиональной труппы, лишившейся сцены…
{image0} Театр-студию в Рыбинске организовали на основании декрета Совета народных комиссаров от 26 августа 1919 года «Об объединении театрального дела». Власти города выделили новому театральному коллективу дом номер 17а на проспекте Ленина (ныне улица Крестовая). В этом здании театр-студия, преобразованный впоследствии в Рыбинский драматический театр, работал до 1960 года.
Ветеран актерского цеха Рыбинска В.А. Прокофьева вспоминает:
— Там, где теперь широкий парадный вход, стоял каменный дом старинной кладки с метровой толщиной стен. На проспект Ленина он смотрел тремя окнами. Сам театр помещался внутри двора, куда вела узкая калитка. Пройдя дальше в глубь двора, вы входили в вестибюль – справа окошечко кассы, а рядом большая дверь, ведущая в фойе.
Фойе было большим, просторным, но очень холодным. Слева раздевалка, справа буфет, а прямо – большой проем. Это вход на широкую деревянную лестницу, которая вела в зрительный зал, расположенный на втором этаже. {image2}
Зрительный зал был решен в старых театральных традициях – бархатный занавес с глубокими складками и суфлерская будка (это непременный атрибут старого театра).
В первые годы театра-студии в нем занимались не профессиональные актеры, а рабочие и служащие. Днем работали, а вечером выходили на сцену.
Осваивать мастерство перевоплощения студийцам помогали профессиональные актеры из труппы сгоревшего театра. Особенно много успел дать новичкам Виктор Родионович Ольховский (1895-1935 г.), которого в 1921 году пригласили на работу в Малый театр. В Москве В.Р. Ольховский быстро стал ведущим актером прославленного коллектива. Ему присвоили звание Заслуженного артиста республики.
К началу 1930-х годов в Рыбинском театре выросли свои блистательные мастера сцены. Александра Никитична Ленивенко, Давид Яковлевич Меримсон, Михаил Наумович Кублановский, Анатолий Кузьмич Петров, Николай Павлович Демидов и многие другие.
В 1935 году Рыбинский РАТАП (рабочий театр) имени А.М. Горького (так он тогда назывался) гастролировал в Москве. На сцене театра Мейерхольда рыбинцы показали спектакль «Женитьба Фигаро».
В рецензии на спектакль газета «Советское искусство» написала: «Женитьба Фигаро показала, что театру свойственно чувство театральной формы, что он овладел искусством пластичности».
{image1} Журнал «Советский театр»: «Итог спектакля в пользу театра. В нем много интересного, театрально-яркого, сценически живого».
Но были на театральном небе Рыбинска и грозовые тучи. В 1934 году сняли с работы и репрессировали художественного руководителя театра, ученика В.Э. Мейерхольда Г.В. Хависа. В 1940-1950 годах в театре работала бутафором гражданская жена адмирала А.В. Колчака Анна Васильевна Тимирева. Рыбинск был для нее местом ссылки.
В годы Великой Отечественной войны театр внес свою лепту в победу над врагом. Фронтовая бригада театра за пять месяцев пребывания на фронте дала 553 спектакля и концерта. Участник бригады, актер М.Н. Кублановский вспоминал:
— В день давали по семь спектаклей. Оказывали помощь фронтовой художественной самодеятельности, обслуживали полевые госпитали.
Рыбинцы любили свой театр. Обратимся вновь к воспоминаниям В.А. Прокофьевой:
— Посещение театра было для каждого праздником, к нему готовились заранее. Ни одна женщина не позволяла себе войти в театр в уличной обуви. Было принято непременно брать с собой праздничные туфли, и около раздевалки можно было видеть стайку женщин, которые торопились сменить обувь. С каким нетерпением и предчувствием чуда ждали зрители открытия занавеса! И чудо совершалось – часто сразу же после открытия занавеса в зале раздавались горячие аплодисменты…
В 1960 году небольшое театральное здание разобрали и строительный трест № 16 начал возводить на освобожденном месте значительно больший театр по проекту архитектора Тильша. В апреле 1963 года писатель М.А. Рапов написал в газете «Рыбинская правда»:
— В Рыбинске построено новое здание театра. Надо отдать должное, строителям удалось мастерски использовать этот тесный и узкий участок, который был в их распоряжении. Все здание уместилось в середине квартала… Огромный проем сцены, прекрасные мягкие кресла светлого дуба, такая же дубовая полоса, идущая внизу по стенам, нарядная хрустальная люстра. Зал высок и вместителен, в нем 650 мест.
В этом же номере газеты напечатана статья главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Коми АССР, Ю.Г. Лаппа-Старженецкого:
— В новом театральном здании не может, не должно быть слабых спектаклей. А пока – подготовка двух новых спектаклей. Драма «Мы вместе» (литературная редакция Константина Симонова) очень интересна по содержанию. Разоблачая последствия культа личности Сталина, она выгодно отличается от ряда аналогичных по теме пьес. Комедия драматурга и поэта В.В. Винникова «Когда цветет акация» имеет богатую сценическую историю. {image3}
Если в «Мы вместе» было занято старшее поколение актеров, то в «Когда цветет акация» играла в основном молодежь: Калина, Санковская, Серова, Козлова, Молодцов, Семенов, Юров, Шустерман, Эльнатанов. Начинался новый этап в развитии Рыбинского театра.