Большой шестиместный катер с сотрудниками водной полиции отошел от пристани в поселке Судоверфь около двух часов ночи. Путь по Рыбинскому водохранилищу вокруг Каменниковского полуострова занял около трех часов. Где-то шли на полной скорости. Где-то, наоборот, буквально крались, внимательно всматриваясь в ночных сумерках в заросли берегов. Однако основной «улов» ждал нас с восточной части Каменниковвской гряды, напротив Волковского ручья. Именно здесь на водной глади в лучах раннего солнца проворно копошились рыбаки сразу в восьми лодках. Явно, ловили не на удочку. Вместо этого резво выбирали выставленные еще с вечера сети. Выйдя из прибрежной мглы, полицейский катер быстро набрал скорость. Уйти без проверки никому не удалось…
{image0} Сегодня в рыбинском подразделении водной полиции работает 28 сотрудников. Они такие же полицейские, как и те, что ходят по улицам и занимаются раскрытием и профилактикой преступлений. Однако задач перед этим небольшим коллективом ставится немало. И многие из них весьма специфические. Хотя бы в силу того, что в зону обслуживания этих людей входит огромная водная акватория, включающая Волгу от самых границ Тверской области, все Рыбинское водохранилище с многочисленными притоками и водная гладь вниз по Волге (Горьковскому водохранилищу) вплоть до границ Тутаевского района.
При этом одна из главных сезонных задач водной полиции — борьба с браконьерством. Особенно в период нереста, который в последние годы календарно определен в период с 25 апреля по 5 июня. На этом направлении водная полиция работает в тесном контакте с территориальными органами МВД и рыбинспекцией.
Приходится решать и сложные правовые вопросы. Так, за последний год наработана серьезная практика подключения к определению ущерба от браконьерства специалистов-ихтиологов. Для этих целей специально наладили сотрудничество с институтом Внутренних вод в Борке. Теперь перед возбуждением уголовных дел сотрудники водной полиции стали получать заключение специалистов-ихтиологов. Проводятся ихтиологические экспертизы и в рамках уже возбужденных уголовных дел. Эти экспертизы четко показывают ущерб, наносимый водоемам действиями браконьеров. Теперь в рамках правового поля те же сети уже определены как средство массового уничтожения рыбы. Хотя поначалу возникало немало вопросов, к сегодняшнему дню уже наработана практика. Стало проще призывать к ответственности злостных нарушителей закона из числа рыбаков. Как результат, теперь и специалисты УВД по городу Рыбинску и сотрудники других подразделений МВД, помимо нереста, стали заниматься выявлением браконьерства и в зимнее время. Сама же водная полиция занимается выявлением фактов браконьерства круглый год.
— Прежде всего, призываем к ответственности тех, кто незаконно занимается массовым выловом рыбы с помощью сетей, — рассказал руководитель рыбинского подразделения водной полиции подполковник Андрей Решетников. — При этом выявляем тех браконьеров, которые ставят сети не только в Рыбинском водохранилище, но и в реке Волге, ее притоках. А это и Мышкин, и Брейтово, и Рыбинск с Пошехоньем, и дальше вниз по Волге. Выходим на патрулирование практически каждую ночь. С вечера и до утра. При этом, помимо собственных сил, задействуем силы Северного линейного управления, штаб-квартира которого находится в Ярославле.
Из анализа протоколов о выявленных случаях браконьерства, составленных сотрудниками водной полиции, можно определить основные центры браконьерства в регионе. В массовом порядке этим занимаются жители Судоверфи, Свингино, Каменников. Немало попадается нарушителей из деревни Волково. Промышляют браконьерством и обитатели нескольких деревень Пошехонского и Брейтовского района.
— Хотя многие браконьеры имеют сегодня и мощные лодки, и моторы, от наших сотрудников, — продолжает подполковник Решетников, — мало кому удается убежать. Зная, кто где живет, и от кого что можно ждать, настигаем их и на берегу. При этом наиболее эффективен способ, когда браконьеров удается выследить и задержать совместными усилиями двух групп. Одна из них идет с воды. Другая — устраивает засаду на берегу.
— В то же время, — отметил Андрей Решетников, — во множестве сталкиваемся и с единичными случаями, когда, пусть и с нарушениями, но человек с помощью сетей ловит рыбу лишь для себя. Или, тем более, с помощью удочки (например, в период нереста запрещено ловить рыбу удочкой с дамбы гидросооружений рыбинской ГЭС). К таким не особо строги. Как правило, таких отпускают без проблем.
— Не так много людей в подразделении, чтобы призвать к ответственности злостных нарушителей. Так стоит ли наказывать тех, кто, живя у воды, решил этой воды и напиться? — Закончил свою мысль руководитель рыбинской водной полиции.
Нередко в правоохранительные сети, расставленные сотрудниками водной полиции, попадаются и матерые «рыбаки-нелегалы». Например, некто Дмитрий Зотов, которого как злостного браконьера знают сегодня и в Ярославле, и даже в Москве.
В свое время он уже занимался браконьерством. Попался раза три-четыре. Был приговорен к исправительным работам. Понеся наказание, устроился официальным рыбаком к индивидуальному предпринимателю. Отрыбачил у него год или два. Потом вновь попался. Ставил сети в запрещенной зоне водохранилища. При этом беспардонно вылавливал рыбу в огромных количествах. После составленного протокола его из рыбаков турнули. Он опять начал незаконно ловить сам по себе. В конце прошлого года его в очередной раз задержали. На этот раз он опутал сетями участок, который определен для спортивного любительского лова. Это район Шумаровских островов. Подсчитанный в последнем случае ущерб составил около 10 тысяч рублей. Хотя для него это не рекорд. Бывали случаи, когда его задерживали с незаконно выловленной рыбой, стоимость которой превышала и 40 тысяч.
Стоит отметить, что тариф, по которому подсчитывается ущерб, в свое время был определен постановлением губернатора. Тогда это был Анатолий Лисицын. Согласно этому тарифу судак оценивается в 250 рублей. Щука — в 250 рублей. Плотва — в двадцать пять. При этом размер и вес каждого экземпляра, изымаемого у браконьера, не важен. Учет ведется исключительно поштучно, то есть по хвостам.
Проблемы при поимке сотрудниками водной полиции браконьеров возникают самые разные. Одна из них — просто неимоверная наглость многих заезжих браконьеров.
В период нереста на Рыбинское водохранилище приезжает очень много иногородних. Как правило, в дни майских праздников. Такие чаще всего приезжают из Ярославля, Данилова, Санкт-Петербурга, Вологды, Москвы, Московской области. Развивают лагеря на берегах. Жгут костры. Чаще этих можно застать на побережье Брейтовского района и по Пошехонской стороне. И вот беда — во множестве при этом ставят сети. В прошлом году в одном из притоков водохранилища в этих сетях даже мощный полицейский катер запутался. Когда же таких горе-рыбаков задерживают, возникает немало проблем с составлением протоколов. Внаглую отказываются называть свои имена. Хамят. Пытаются откупиться деньгами… Последнее сегодня нередко выглядит глупо. Если раньше зарплата полицейского-моториста, к примеру, составляла 8 тысяч рублей, то сейчас 22. И эти молодые ребята всерьез держатся за свои места.
Стоит отметить, что борьба с браконьерством — лишь одно из направлений работы водной полиции. Основная ее задача — это контроль за соблюдением законности на транспорте, передвигающемся по Рыбинскому водохранилищу. При этом сотрудников полиции в подразделении, обслуживающем Рыбинск, немного, а работа весьма специфическая. Характерный пример: в Угличе за год проходит порядка полутора тысяч теплоходов. Идут и на Питер, и на Москву, и вниз по Волге. Количество пассажиров огромное. При этом на теплоходе может случиться все, что угодно. Не так давно случилось убийство. Бывает, корабли переворачиваются. Однако водная полиция чаще сталкивается с чисто экономическими преступлениями. Например, с кражами. Случается, что капитаны судов и дизельным топливом торгуют. Кроме того, на попечение водной полиции в свое время отдали обслуживание судостроительных и судоремонтных предприятий.
Сейчас в подчинении рыбинской водной полиции, или, как правильно называется это подразделение — Рыбинское линейное отделение полиции, находится и аэропорт Туношна. В том числе приходится обеспечивать соблюдение правопорядка и в небе в период обслуживания пассажиров в аэропорту. Так что задач хватает. Поэтому и работу этих ребят легкой не назовешь. Им приходится решать самые разносторонние задачи буквально круглые сутки.