В Рыбинске найдена альтернатива репетиторам. На базе общеобразовательной школы № 32 открыт сетевой ресурсный центр. 2011-2012 учебный год стал стартовым для этого нового проекта.
О том, что такое ресурсный центр, зачем учиться в двух школах и что ждет рыбинское школьное образование в будущем, рассказала ведущий специалист отдела общего образования департамента образования Светлана Серебрякова.
СОЗДАНИЕ
Современные старшеклассники заинтересованы в получении профильного образования, в освоении программ повышенного уровня (профильное и углублённое изучение предметов). Планирующие поступать в технический вуз начинают усиленно заниматься физикой и математикой, готовящиеся стать специалистами в гуманитарной области — русским языком, литературой, предметами обществоведческого цикла. Зачастую они прибегают к помощи репетиторов, ведь не каждая школа может обеспечить выпускников углубленной подготовкой по тем или иным предметам.
Тем не менее опыт предоставления профильного образования в старших классах рыбинские школы имеют. На сегодняшний день программы повышенного уровня реализуют восемь общеобразовательных учреждений. Четыре школы предлагают по одному профилю: школы № 10 и 23 — информационно-технологический, гимназия № 18 имени В.Г. Соколова — гуманитарный, СОШ № 26 — оборонно-спортивный. Несколько профильных направлений (информационно-технологический, физико-математи- ческий и химико-биологический) предлагает школа № 5. И еще три учреждения, имеющие большой опыт в организации профильного образования, реализуют индивидуальные учебные планы – это лицей № 2, гимназия № 8 им. Л.М. Марасиновой и средняя общеобразовательная школа № 32 им. академика А.А. Ухтомского.
Школа № 32 ввела профильное обучение в 2004 году. Сегодня созданы все условия для обучения старшеклассников по трем профильным направлениям: физико-математическому, информационно-технологическому и социально-экономическому. Педагоги СОШ № 32 обладают опытом по составлению индивидуальных образовательных программ. Учитывая преимущества и ожидаемые эффекты, департамент образования принял решение создать на базе 32-ой школы муниципальный ресурсный центр профильного обучения. Как определяют специалисты департамента, ресурсный центр — это сетевая образовательная площадка, где углубленные знания по предметам может получить обучающийся другой школы. Причем, что важно, бесплатно.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Несколько общеобразовательных учреждений объединились вокруг наиболее сильного ОУ, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, оно выполняет роль «ресурсного центра» (дословно «ресурсный центр» — носитель ресурсов). Ресурсный центр – СОШ № 32 предлагает три профиля, каждый из которых предусматривает свой набор профильных предметов. На физико-математическом изучают математику и физику, на информационно-технологическом — математику и информатику, социально-экономический профиль предполагает выбор из пяти предметов на профильном уровне — география, право, экономика, обществознание и история.
Большую часть предметов учебного плана старшеклассник по-прежнему изучает в своей школе, а для освоения предметов на профильном уровне отправляется в 32-ую. Система оценок и проверки знаний ничем не отличается от привычной — те же дневники, контрольные, зачеты. Конечно, много сил и времени уходит на согласование расписаний нескольких школ, формирование межшкольных классов, подготовку педагогов. Но первые результаты уже можно оценить.
Первыми обучающимися межшкольного класса в Ресурсном центре стали десятиклассники ближайших школ — 44, 20, 6 и 35. К занятиям приступили 14 человек, впрочем, учебный год успешно окончили 10 старшеклассников, остальные
продолжали обучение только в своих школах. «Естественный» отбор неизбежен — изучение предметов на повышенном уровне сложности предполагает более высокий спрос с учеников и умение рационально распределять свое время, а это не всем под силу.
С 1 сентября 2012 года сетевая группа продолжит обучение уже в 11 классе, а в 10-ый придет новый набор. Все четыре школы уже подали заявки на продолжение профильного обучения по сетевой форме. Подобную модель распределённых образовательных учреждений департамент образования планирует поддержать и в других районах города. К примеру, гимназия № 8 может стать ресурсным центром по ряду наук в микрорайоне Волжский и открыть свое образовательное пространство для обучающихся 17-ой школы. А СОШ № 17 в свою очередь — предложить уникальные сетевые услуги для учеников гимназии.
— Нельзя сказать, что директора школ охотно отзываются на подобные предложения. Ведь всегда есть риск и боязнь, что ребенок сделает выбор в пользу другой школы и вовсе перейдет туда учиться. Но в этом заключается и некий стимул к развитию для самих школ, — поясняет Светлана Серебрякова.
ИНИЦИАТИВА ОТ СЕМЬИ
— Хорошо, что сегодня обучающийся имеет право выбирать, — акцентирует Светлана Серебрякова. — Если нет способностей или желания изучать определенные предметы на профильном или углубленном уровне, старшеклассник всегда имеет возможность осваивать программы по учебному плану универсального обучения, получая базовый уровень по всем предметам.
С апреля в 44, 20, 6 и 35 школах – школах сети — проводятся исследования образовательных потребностей. Ребят спрашивают, какие предметы они хотят изучать, какие профильные направления им интересны. Так формируется запрос детей на будущий учебный год. Но сегодня не в каждой школе есть возможности для удовлетворения всех запросов семьи. Проблема состоит также и в том, что далеко не все школьники могут грамотно оформить запрос и не всегда осознанно делают выбор. Помочь сформулировать его могут родители. Но и они оказываются к этому не готовы. Мы привыкли к традиционному обучению в одной школе, без выбора программ и учителей. Но специалисты департамента образования утверждают: учиться формировать свой запрос на образование необходимо и надо знать плюсы такого подхода. К примеру, обучение в ресурсном центре — это уроки от лучших учителей города, целенаправленный план подготовки к экзаменам по выбору, индивидуальный подход к каждому ученику. К тому же одно из достоинств системы — все обучение происходит бесплатно.
ПЕРСПЕКТИВА
В будущем учебном году сетевое образовательное пространство Рыбинска будет расширено. Несколько учреждений предлагают элективные учебные предметы (предметы по выбору) как сетевые услуги, которые позволят дополнить копилку знаний сверх школьной программы для обучающихся других ОУ. Возможно, откроются сетевые межшкольные группы по углубленному изучению химии в СОШ № 20, химии и биологи в школе № 28, курсы физико-математического направления в школе № 30. Продолжит работу сетевой ресурсный центр – СОШ № 32.
Одно из перспективных направлений развития системы образования — оформление виртуальных сетей. СОШ № 10 начинает работу в режиме ресурсного центра по дистанционному обучению. Идет обустройство виртуальной сети вокруг СОШ № 10: СОШ № 32 и СОШ № 5.
В планах департамента образования — включить в отрытое образовательное пространство города школы № 12 и № 23, лицей № 2 — передовиков в освоении информационных новшеств.
— Очень хочется, чтобы Рыбинск наконец-то стал городом образовательных возможностей для выстраивания каждым обучающимся успешного жизненного пути, — заключает Светлана Серебрякова.