Голосование по скандальному закону, обязывающему собственников многоквартирных домов самих оплачивать капремонт, отложено в Госдуме на осень.
{image0} Напомним, поправки в Жилищный кодекс были приняты Госдумой в первом чтении 8 июня 2012 г. Документ предусматривал выделение в составе платы за ЖКХ для собственника помещения отдельной платы за капремонт в качестве обязательного постоянного платежа. Таким образом, предполагалось создать гарантированный источник финансирования расходов, связанных с проведением капремонта и погашением займов, привлекаемых для финансирования капитального ремонта, и процентов по ним.
Сейчас есть договоренность, что во втором чтении проект будет принят не раньше середины октября 2012 г. До этого момента предполагается подготовить большое число поправок по основным моментам, вызвавшим больше всего критики. Например, то, что в проекте отсутствовали обязательства федеральных органов власти по старому, не произведенному капитальному ремонту, была прописана непрозрачная схема собираемых средств и отсутствовала привязка накапливаемых денег к конкретным домам.
А теперь о том, что конкретно планируется изменить.
Предложено ограничить предельный размер платежа, который должны назначить субъекты РФ для населения специальным федеральным стандартом. По подсчетам, после вступления закона в силу (его предполагается отодвинуть на июль 2013 г.) верхняя предельная планка для всех регионов составит около 6 руб. и будет расти примерно на 50 коп. в год.
В документе предполагается четко прописать обязательное участие в финансировании федерального, регионального и муниципального бюджетов, что потребует поправки еще и в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, работу которого Госдума будет продлевать по решению президента до 2015 г.
Закон должен будет гарантировать сохранность собранных с собственников средств. Сейчас рассматриваются две альтернативные схемы гарантий: закрепление за домом собранных средств, для чего будет создаваться специальный накопительный счет, и сбор средств в единый фонд субъекта, но при этом ведение счета за каждым собственником. По сути, обе схемы подразумевают, что деньги, собранные с одного дома, не смогут пойти на ремонт другого. Именно эта норма вызвала больше всего нареканий при принятии документа в первом чтении.
Также ко второму чтению предполагается прописать меры соцзащиты малоимущих: если размер платы за ремонт будет превышать 22% от дохода семьи, расчет оплаты будет включаться в субсидию. Также планируется особо обратить внимание на прозрачность движения денежных потоков, обязательство управляющих компаний использовать деньги только целевым образом — на ремонт — и более четко прописать возможность поэтапного ремонта домов (по мере накопления необходимой суммы). Наконец, предполагается уточнить, что такое капремонт.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
Комментарий специалиста одной из рыбинских управляющих компаний:
Что касается поправок к Жилищному кодексу, принятых Государственной думой России в первом чтении 8 июня 2012 года и касающихся выделения в составе платы за ЖКХ для собственника помещения отдельной платы за капремонт в качестве обязательного постоянного платежа, то с ними можно согласиться лишь частично. Новый закон, как предполагали его создатели, должен стать одним из средств помощи для управляющих компаний и гарантировать источники финансирования расходов, связанных с проведением капремонта и погашением займов, привлекаемых для финансирования капитального ремонта, и процентов по ним.
В целом все движется к обязательному подомовому учету в расходовании средств. И если такая строка в помощь управляющим компаниям все же будет введена, надо открывать целевые счета на каждый дом. И эти меры близки к общим направлениям жилищной политики, отраженным в Жилищном кодексе, и постановлениям Правительства РФ в отношении ЖКХ.
Что касается сумм начислений (предельных или иных), здесь будет справедливо, если жильцам каждого многоквартирного дома дадут возможность определиться, какой ремонт они хотят у себя увидеть.
Капремонт может быть различным. Он бывает комплексным, когда дом приводится в нормальное состояние от фундамента до крыши, включая внутреннюю и внешнюю отделку. В этом случае речь может вестись об одних суммах. В то же время капремонт может быть и частичный. Например, ремонт только крыши, фасада или еще какого-либо элемента здания. Тогда можно говорить о совсем иных расходах. По этой причине, если указанный закон все-таки решат принять, решение о том, каким должен быть предстоящий ремонт, большинством голосов под протокол должно принять собрание жильцов конкретного дома. И лишь после этого будет возможно производить какие-либо начисления по указанной строке на капремонт в помощь управляющей этим домом компании.