Счетная палата РФ пришла к выводу, что проект Superjet 100 находится под угрозой срыва. В ведомстве считают, на его разработку из бюджета выделено недостаточно средств.
Счетная палата выяснила, что недостаток госфинансирования по проекту SuperJet 100 (SSJ 100) ставит под угрозу программу продаж самолетов. В отчете, опубликованном СП, говорится, что всего на самолет и двигатели из бюджета в период с 2003 по 2010 год было выделено около 17 млрд. рублей. Еще 27 млрд. рублей удалось привлечь за счет частных инвесторов. Однако с прошлого года финансирование проекта государством фактически прекратилось. В итоге «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и разработчик двигателей — НПО «Сатурн» — по сути, оказались на грани банкротства, у предприятий нет необходимых денег для серийного производства, пишет интрнет-издание bfm.ru.
SuperJet 100, разработанный авиахолдингом «Сухой» при участии иностранных партнеров, — первый самолет, созданный в России со времен распада Советского Союза. SSJ 100 — региональный 98-местный лайнер нового поколения. Первый полет он совершил в мае 2008 года. Год назад «Аэрофлот» ввел самолет в эксплуатацию на своих рейсах. При этом по разным причинам SuperJet 100 «опоздал» к своим заказчикам почти на три года.
В настоящее время в портфеле «твердых» заказов на SuperJet 100 — более 170 самолетов на общую сумму около 7 млрд.
долларов. В частности, по 30 лайнеров заказали «Аэрофлот», индонезийская Kartika и американская Рearl Aircraft. Еще 24 самолета — российская UTair, 15 — мексиканская InterJet. Около 100 лайнеров зарезервировано в качестве опционов.
По словам главы Объединенной авиастроительной компании (владеющей холдингом «Сухой») Михаила Погосяна, в ближайшие месяцы ожидается заключение контрактов на поставку еще 40 самолетов трем азиатским компаниям. Каким именно, он не уточнил. В то же время до конца этого года планируется выпустить 23 лайнера Superjet-100. Чуть меньше будет выпущено в следующем году — 21 воздушное судно.
Счетная палата утверждает, что недостаточное финансирование уже привело к задержке в поставке двигателей, а значит, и самолетов. Это означает потерю лайнером его конкурентных преимуществ, а если инвестиции и дальше будут «задерживаться», проект придется и вовсе свернуть.
Ведомство указывает, что закон не предусматривает финансовой поддержки авиапроизводителей после получения сертификата (ГСС подписала акт сдачи самолета и получила сертификат летной годности в 2011 году). По оценке СП, «Гражданские самолеты Сухого» и НПО «Сатурн» уже потратили значительный объем собственных и привлеченных денег и не имеют средств на серийное производство.
Так, чистый убыток «Гражданских самолетов Сухого» за 2009 год составил 1,3 млрд. рублей, чистая прибыль в 2010 году — 49,9 млн рублей. Согласно анализу Счетной палаты, у компании нет средств для масштабного производства. К примеру, от продажи первых двух самолетов убыток составил 1,2 млрд. рублей.
Практически остановлено и финансирование инвестпрограммы «Сатурна». «Для завершения организации производства необходимого количества двигателей общий объем инвестиций по плану составляет 8,4 млрд. рублей», — говорится в докладе аудиторов.
В 2010 году было выделено только 3,4 млрд. рублей. Нехватка средств не позволит «Сатурну» увеличить производственные мощности с 30 до 150 двигателей к 2014 году, что угрожает программе продаж самолета, указывает ведомство.
Чистый убыток «Сатурна» за 2009 год составил 1,4 млрд. рублей, за 2010 год — 1,5 млрд. рублей. По оценке Счетной палаты, предприятие не способно самостоятельно обслуживать кредиты, что во многом обусловлено серийным производством двигателей SaM146. Из данных СП следует, что в 2011 году компания продала шесть SaM146, убыток от продаж составил 312,18 млн рублей. В этом году убыток от продаж 53 двигателей может достичь 2,7 млрд. рублей, прогнозирует ведомство.
Между тем, в «Гражданских самолетах Сухого» BFM.ru заявили, что не готовы комментировать отчет Счетной палаты, отметив, что ведомство поспешило с выводами о том, что проект находится под угрозой срыва из-за нехватки средств.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что, несмотря на все сложности, проект все же не будет свернут, поскольку он является знаковым для отечественного авиастроения. Хотя проблем действительно немало, отмечает он. В частности, это увеличивающиеся сроки окупаемости: недофинансирование привело к необходимости привлекать из внебюджетных источников значительно большую часть средств, чем планировалось ранее, а это с учетом существующих ставок, значительно ухудшает финансовые показатели в целом.
Независимый аналитик Дмитрий Адамидов согласен с мнением, что власти спасут проект Superjet 100, поскольку его срыв будет означать крах всей авиационной политики: «Это, по сути, первый самолет, который полностью создавался в российское время. Но если раньше в СССР существовала конкуренция между проектами, и провал одного из них приводил к тому, что переключались на альтернативный, то с Superjet 100 ситуация иная».
По мнению эксперта, одна из причин нынешнего состояния проекта — то, что он был отдан в руки военных: «В той или иной степени этот проект отобрал все деньги, которые выделялись на гражданскую авиацию. Его делали под эгидой военных авиаторов, а военные всегда немножко другой жизнью живут. Это был, видимо, не профиль корпорации Погосяна — строительство гражданских самолетов, поэтому сейчас проект в таком состоянии и оказался. Тем не менее, я думаю, несмотря на все эти проблемы, все-таки деньги выделят, потому что если мы откажемся от этого, это будет большим ударом по самолюбию как властей, так и крупных авиационных игроков».
Эксперты прогнозируют, что Индонезия, а также ряд других стран Юго-Восточной Азии в ближайшем будущем могут стать крупнейшим рынком для сбыта Superjet 100, поскольку сейчас в регионе наблюдается бум бюджетных авиаперевозчиков, которым нужны сотни новых самолетов.