Генерал-фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович, участник русско-турецких войн, один из крупных военачальников времен правления Екатерины II известен меньше, чем, к примеру, победитель Наполеона князь Михаил Илларионович Кутузов. В сентябре 1812 года после захвата Наполеоном Москвы, будучи уже не у дел, вместе с другими представителями московской аристократии он оказался в Рыбинске…
Сорок лет в генералах
Стоит подробнее остановиться на биографии полководца.
Сын украинского помещика и тайного советника Василия Андреевича Гудовича, студент Кенигсбергского и Лейпцигского университетов, Иван Гудович начал службу в армии в 1759 году и буквально через два года, благодаря помощи брата Андрея, был назначен генерал-адъютантом генерал-фельдмаршала принца Георга Шлезвиг-Голштинского, дяди царствовавшего тогда императора Петра III. С воцарением Екатерины II «явный молокосос» был арестован, но через три недели освобожден, и, видимо, не зря. Право на генеральский чин он подтвердил уже на поле боя.
{image0} В 1763 году Гудович был назначен командиром Астраханского пехотного полка, с которым совершил поход в Польшу.
В русско-турецкую войну 1768-1774 годов командовал полком и бригадой в армии П.А. Румянцева, отличился при взятии ряда турецких крепостей. Затем был начальником дивизии.
По окончании боевых действий служил рязанским и тамбовским генерал-губернатором. В 1770 году он получает чин генерал-майора, в 1777 – генерал-поручика.
В 1788 году к тому времени уже заслуженный генерал женится на графине Прасковье Разумовской, дочери последнего гетмана Украины и фаворита императрицы Елизаветы Петровны Кирилла Разумовского. Брак был явно «династическим». И уж точно не помешал дальнейшей карьере генерала.
В новой кампании с турками 1787-1791 годов во главе отдельного корпуса Гудович участвует во взятии Хаджибея (с 1795 года — Одесса), затем назначается командующим Кавказской линией.
При Гудовиче к России присоединен ряд кавказских территорий, включая Дербентское ханство. Под его руководством построен и ряд кавказских крепостей. А в 1790 году его заслуги были отмечены производством в чин генерал-аншефа.
По вступлении на престол Павла I Иван Васильевич получил графский титул.
С 1798 года — Киевский, затем Подольский губернатор.
В 1799 году — командующий армией, предназначенной для действий на Рейне против наполеоновской Франции.
В русско-турецкую войну 1806-1812 годов Гудович командовал войсками на Кавказе, где одержал крупную победу над войсками Юсуф-паши близ крепости Гумры на реке Арпачай, за что и получил чин генерал-фельдмаршала.
Соперник Кутузова
Пик карьеры Гудовича наступил непосредственно перед войной 1812 года. С 1809 года он — главнокомандующий в Москве. С 1810 – член Госсовета, сенатор.
На новом посту он живет на широкую ногу. Дает обеды и балы в традициях хлебосольных московских вельмож. Благо все возможности для этого предоставляли 13 тысяч
крепостных графских имений.
Новый градоначальник прослыл человеком своенравным. Запрещал московским дворянам запрягать тройки, носить очки. Здесь же, в Москве, происходит его ссора с молодым и вспыльчивым графом Дмитриевым-Мамоновым, который впоследствии в Арефино набирал ратников для своего полка.
У Гудовича много общего с Кутузовым. Они почти ровесники. Гудович на 4 года старше Кутузова. Оба – участники всех многочисленных русско-турецких кампаний того времени, соратники Суворова. Гудович, как и Кутузов, в результате службы на юге лишился зрения на один глаз. А фельдмаршальский чин получил на шесть лет раньше Кутузова. В июле 1812 года оба избирались московским дворянством на пост командующего Московским народным ополчением. Кутузов получил 243 голоса, сменивший Гудовича генерал-губернатор Москвы граф Ростопчин – 225, генерал-фельдмаршал Гудович – 198 голосов. Соперников у него практически не было. Кутузов на другой день был избран начальником Петербургского ополчения. А граф Ростопчин уже занимал должность начальника всех ополчений 1-го округа ополчений, включая Московское. Выбор пал на Гудовича. Но он не смог принять поста по старости лет. Ему шел 72-й год.
Отставной вельможа
Родовое имение Гудовича находилось на Украине. Тем не менее, в сентябре 1812 года он приезжает в Рыбинск. И здесь его пребывание оказывается связанным с деятельнос-тью поэта Ивана Козлова, остановившегося в Рыбинске в это же время с семьей в доме своей двоюродной сестры Анны Хомутовой. Ее отец и дядя Козлова, генерал-лейтенант Григорий Апполонович Хомутов был генерал-кригскомиссаром Московского ополчения, то есть, говоря современным языком, заместителем начальника ополчения по тылу. Этими же вопросами в комитете Московского ополчения занимался и его племянник Иван Козлов. Оба подчинялись начальнику 1-го округа ополчений графу Ростопчину. А Гудович, соответственно, был одним из претендентов на пост начальника ополчения.
В Рыбинске он не был больше ни фельдмаршалом, ни богачом, ни сановником. А стал обычным старым человеком. В осеннем, засыпанном листвой и размываемом дождями Рыбинске граф был завсегдатаем импровизированного салона в доме Анны Хомутовой, где в исполнении Козлова московские дворяне слушали сочинения итальянских поэтов эпохи Возрождения. Здоровье фельдмаршада было уже неважным. При нем всегда находился его личный врач, итальянец Сальваторе. Гудович был одним из первых, кто принес в дом Хомутовых известие об освобождении Москвы от французов. Пить ему было нельзя. Но он, несмотря на протесты итальянца, все же поднял бокал за здоровье Кутузова.
После освобождения Москвы Гудович удаляется в свое украинское имение и последние годы жизни проводит в занятиях охотой и музицированием. Фельдмаршал скончался в 1820 году и по завещанию был похоронен на кладбище Софийского собора в Киеве.
Екатерининские ветераны «времен Очакова и Крыма» давно были отправлены в отставку. Но именно осенью 1812 года многие из них оказались в Рыбинске. И это был, пожалуй, единственный факт массового исхода столичной чиновной и военной знати на берега Верхней Волги, пришедшийся на наиболее критический период наполеоновского нашествия.