Аптека «Таблетка» располагается в доме номер 29 на улице Крестовой, сменившем за свою историю многих хозяев…
{image0} Этот дом построен до 1822 года купцом Алексеем Дмитриевичем Селецким. В 1822 году А.Д. Селецкий продал дом купцу Ивану Михайловичу Сыроежину. Вплоть до начала двадцатого века домом владели наследники И.М. Сыроежина.
Первый этаж дома сдавался в аренду. Так, в 1875 году здесь находился трактир, в 1895 году – галантерейный магазин.
В 1899 году у владелицы дома Сыроежиной-Витковской взял в аренду помещения купец Константин Андреевич Никитин (1873-1939 гг.) и открыл в них лучшую в городе типографию и магазин канцелярских товаров.
В типографии изготавливали конторские книги в кожаных переплетах, производили тиснение золотом. Расценки в типографии Никитина были выше, чем в других типографиях города. Но недостатка в заказах Константин Андреевич не испытывал. Клиенты знали: работу выполнят в срок и «по чести».
В канцелярском магазине продавали товары только высочайшего качества. Приказчики с гордостью говорили: «Мы плохого товара не держим». {image1}
Константин Андреевич, в отличие от владельцев других типографий, установил для своих рабочих восьмичасовой рабочий день, отпуска и премии.
К.А. Никитин был очень интересным человеком. Прекрасно играл на виолончели. В конце девятнадцатого века организовал в Рыбинске музыкально-литературно-драматический кружок и оплачивал все расходы по деятельности кружка. Часто местом сбора кружковцев становился канцелярский магазин К.А. Никитина. Слово потомку рыбинских купцов А.Л. Авербаху:
— За прилавком всегда днем сидел сам Никитин, перед ним стоял стакан с чаем и лимон. Который стакан – сказать невозможно, так как он менялся непрерывно. К Никитину все время заходили гости – артисты театра. Посидят, выпьют стаканчик чая, поговорят и уходят. Тут же решались и репертуарные дела, если заходил главный режиссер или кто-нибудь из «ведущих», — решали, что ставить в очередной еженедельной премьере или в бенефисе.
В начале двадцатого века в магазин К.А. Никитина заходил и будущий Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии первой степени, один из ведущих мастеров МХАТа Михаил Михайлович Тарханов, которого К.А Никитин пригласил в Рыбинск в качестве главного режиссера музыкально-литературно- драматического кружка.
В 1903 году дом номер 29 на Крестовой купил купец Юдель Исаакович Маркон. Он продлил аренду К.А. Никитину и открыл также на первом этаже свой галантерейный магазин. На втором этаже находились жилые комнаты семьи Ю.И. Маркона.
Юдель Исаакович вошел в историю Рыбинска тем, что был вдохновителем строительства в городе синагоги. Проект здания синагоги создал ярославский губернский архитектор Г.В. Саренко. Синагогу построили в 1916 году на углу улиц Мологской (ныне Чкалова) и Пушкина. В настоящее время в бывшем здании синагоги находится детско-юношеская спортивная школа.
{image3} Ю.И. Маркон был глубоко верующим и очень образованным человеком. Вот что сказал о нем в 1925 году на одном из заседаний Рыбинского научного общества основатель краеведческого движения в Рыбинске Алексей Алексеевич Золотарев:
— Умер Маркон, восьмидесяти шести лет, в Рыбинске. Он оставил о себе приятное впечатление. Это был настоящий еврей. Он для Рыбинска представлял ценное и положительное явление.
Явившись сюда бедняком и открыв каменный магазинчик, он после целого десятка лет получил возможность распоряжаться большими средствами. Он был начинателем и вершителем здесь каменной синагоги. Он вложил сюда недюжинную силу.
Я близко вспоминаю потому о нем с добрым сердцем, что сам по многим интимным предметам говорил с ним, о которых не всегда удобно рассказывать. Я с этой семьей рано столкнулся и знаю, что она своим глубоким интересом к истории евреев повлияла и на меня.
Помню, как через гимназиста Маркона (сына Юделя Исааковича – А.К.) я имел возможность познакомиться с той библиотекой, которая была у них в доме.
Мне чрезвычайно памятно: когда он едва ходил – он спокоен был. Интересовался самыми мелочными явлениями. Зная о положении дела в нашей семье, о положении в соборе он спрашивал, что и как делается. (В 1929 году Спасо-Пребраженский собор в Рыбинске закроют – А.К.). {image2}
Полную характеристику дать этому человеку не пришло время. Умер он в бедности, умер в сторожке при синагоге. Мы можем сказать, что одним праведником на рыбинском кладбище стало больше. Когда думаешь о таких людях, как Маркон, которые не только брали от жизни, но и отдавали ей, то как-то понимаешь: «Да, кладбище – святое поле».
Очень было бы хорошо, если бы под влиянием смерти Маркона была бы восстановлена история постройки этой каменной синагоги, этой истории востока».
Слова А.А. Золотарева подтверждаются списком национализированного у Ю.И. Маркона имущества. Список составил домовой комитет дома номер 29 в 1919 году. Кроме мебели, домоуправцы описали картины, рояль и шкаф с книгами на древнееврейском языке.