Кажется, вопросы наследственного права достаточно полно прописаны в Гражданском кодексе. В самом деле, что сложного: наследники первой очереди, второй очереди… восьмой очереди. В то же время споры между наследниками все чаще становятся темами для разбирательства в зале суда. Что нужно знать завещателю и добропорядочному наследнику, чтобы не стать жертвой недобросовестных родственников, об этом наш корреспондент беседует с заместителем Рыбинского городского прокурора Ириной НИКОЛАЕВОЙ.
— Ирина Борисовна, с какими документами вы бы рекомендовали познакомиться человеку, который собирается либо оставить кому-либо свое имущество в наследство, либо в обозримом будущем может стать наследником?
— Вопросам наследственного права посвящена III часть Гражданского кодекса РФ. Причем ни ГК 1994-1995 годов, ни Гражданский кодекс СССР не уделяли такого большого внимания этой теме. Лишь спустя значительное время законодатель, посчитав нормы наследственного права очень важными, выделил их в отдельную часть.
— Почему, по вашему мнению, эти вопросы вдруг приобрели такое важное значение?
— Права на какое-либо имущество возникли с появлением у российских граждан частной собственности. При советской власти, когда собственность была государственная и личная и, работая на заводе, получить квартиру было быстрее и легче, чем дожидаясь смерти родной бабушки, эти вопросы не были такими актуальными. Сейчас почти любой человек (я не имею в виду олигархов, для которых наследственные вопросы не менее актуальны) может оставить своим родственникам, и не только им, квартиру, дачный участок, гараж, машину…
— Это практически полный перечень того, что может оставить среднестатистический россиянин своим наследникам. Однако и при делении такого, казалось бы, немногочисленного имущества зачастую люди становятся врагами на всю жизнь…
— Думаю, причина в том, что в России не принято писать завещание, как не принято подписывать и брачные договоры. Моя мама, наслушавшись разговоров о дележе имущества, часто говорит: «Как хорошо, что ты у меня одна!» А у меня двое детей, и я в последнее время все чаще задумываюсь, не составить ли завещание, спрашиваю их: «Вы потом не поссоритесь?» Но им сейчас немногим больше двадцати лет, и об этом они вообще не задумываются.
Однако при мысли о завещании мне становится не по себе: как будто дату своей смерти назначаешь, и решение вопроса каждый раз откладываю, полагаясь на судьбу.
В то же время трудно представить дореволюционного купца, не имевшего «духовной», в которой он четко прописывал, куда отделить старшего сына, кого «пригреть», кого чем наделить, кого обделить. Но за прошедшие 90 лет мы растеряли эти традиции.
— В прокуратуру часто поступают жалобы от обиженных несостоявшихся наследников?
— Не часто, но к нам обращаются по таким вопросам. Совсем недавно пришли две сестры, у них умер отец. С его смертью открылось наследство, на которое, кроме заявительниц, претендовала вторая жена наследодателя. Завещание оказалось не выполнено. Но мы не можем помочь в таком случае. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокуратура не имеет полномочий по участию в гражданских делах по наследственным спорам.
Все наследственные споры рассматриваются в судебном порядке.
— А если наследник убил завещателя? В детективах такое случается сплошь и рядом…
— Уголовные дела, в том числе по обвинению в убийстве, рассматривает суд. Конечно, убийца, являющийся недобросовестным наследником, не наследует ни по завещанию, ни по закону при отсутствии завещания имущество, принадлежащее убитому.
— За что еще можно лишить наследства?
— По иску заинтересованного лица может быть лишен доли наследник, который при жизни наследодателя не оказывал ему надлежащей помощи, пренебрежительно относился к просьбам. Ст. 1117 КГ РФ дает такое понятие, как недобросовестные наследники, к ним относятся «граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников либо против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтвержены в судебном порядке».
Не наследуют также имущество детей лишенные прав родители.
— Потенциальный наследник до оглашения завещания может узнать, составил его родственник или нет?
— Поскольку у нас существует такое понятие, как тайна завещания, то узнать об этом можно только у своего родственника – если он согласится об этом рассказать, конечно. Нотариус сделать этого не имеет права.
Человек может составить также закрытое завещание, содержание которого не будет известно и нотариусу: самостоятельно написать документ и в присутствии свидетелей запечатать в конверт, затем закрытое завещание привозят нотариусу, и тот опять же в присутствии свидетелей запечатывает конверт сургучной печатью, убирает в сейф и в присутствии свидетелей выдает завещателю документ о том, что принял на хранение закрытое завещание. Тем самым сохраняется тайна завещания.
При открытии наследства приглашаются наследники, свидетели, заинтересованные лица, в их присутствии завещание оглашается под протокол, и далее имущество делится в соответствии с завещанием.
Поскольку существует тайна завещания, то родственники всех очередей – дальние, близкие – до самого момента оглашения не могут знать, что оставил им наследодатель и оставил ли что-нибудь вообще. Они могут жить и думать, что квартиру поделят сестры, машина и гараж достанутся сыну, а после вскрытия завещания окажется, что все имущество наследует внук… соседки.
Если такое решение не вызывает сомнений в дееспособности завещателя, то приходится смириться с его волей. А вот если в таких ситуациях возникают сомнения в том, что наследники действовали недобросовестно в отношении наследодателя, воспользовались его неадекватным психическим состоянием (на юридическом языке это называется недееспособность)…
— Нотариус не должен проверить дееспособность завещателя?
— Обязательно. Никаких справок о состоянии здоровья он не потребует, но обязан задать человеку несколько вопросов. Если к нему привели бабушку, которая забыла, какое сегодня число или как ее зовут, сколько у нее детей, путается в том, что и кому она хочет оставить, нотариус не возьмет на себя ответственность удостоверения завещания, иначе он совершит уголовно наказуемое деяние.
Мне вспоминается случай, который произошел пять-шесть лет назад. У женщины были две взрослые дочери, одна из них при жизни матери организовала в свою пользу завещание. Она вызвала на дом нотариуса, воспользовавшись моментом «просветления» состояния матери. Поскольку у нас существует тайна завещания, вторая сестра ничего об этом не знала и продолжала по-прежнему ухаживать за матерью, которая была не совсем адекватна. Ее наблюдали специалисты-психиатры, но официально она на учете не стояла. Когда после ее кончины завещание огласили, старшая дочь пошла в суд оспаривать его. Это был очень сложный и длительный процесс, который шел не один год, но на основании посмертной психиатрической экспертизы завещание было признано недействительным.
— Пришлось проводить эксгумацию?
— Нет, эксгумацию трупа не проводили. Психиатры оценили психику человека, его умственное состояние, адекватность на момент подписания завещания по медицинским документам, на основании свидетельских показаний родственников, знакомых и соседей, которые общались с наследодательницей в этот период. Эксперт сделал заключение, что завещание подписывалось человеком в неадекватном состоянии.
В заключение мне хочется обратиться к читателям — и пожилым, и среднего поколения, и молодым (неисповедимы, как говорится, пути господни): «Уважаемые, меняйте свою психологию. Урегулируйте вопросы наследства заранее, объясните детям, почему квартиру вы хотите оставить тому-то, а гараж тому-то. Не делайте из своих детей врагов на всю оставшуюся жизнь!»