На последних выборах в Государственную Думу ярославское отделение «Единой России» показало самый низкий результат за всю историю существования регионального отделения партии. Это послужило сигналом о необходимости модернизации «Единой России» как внутри партии, так и в формах диалога с ярославцами, общественными и политическими объединениями. О том, как происходит обновление регионального отделения, рассказал «Интерфаксу» лидер ярославских единороссов Николай Александрычев.
— Николай Алексеевич, на думских выборах «Единая Россия» набрала 29%. Что, на ваш взгляд, привело к таким результатам?
— Критическая масса сложилась из ряда факторов. Сразу отмечу, «Единая Россия» всегда показывала в Ярославской области результаты ниже среднероссийских. И этому, на мой взгляд, есть объективное объяснение: область всегда была промышленно развитой, что привело к формированию научной интеллигенции, способной к критическому осмыслению действительности, к анализу фактов. Это говорит о политической и гражданской зрелости ярославцев, которые хотят сами управлять всеми процессами. Добавьте к этому достаточно высокий уровень жизни, который стимулирует новые ожидания: одно реализованное желание вызывает к жизни несколько нереализованных. Роль катализатора сыграло, наверно, 1000-летие Ярославля. Слишком много ожиданий связывалось с юбилеем, который вызвал у многих рядовых ярославцев разочарование. Это объективные факторы, характеризующие внутрирегиональную ситуацию. Кризисная ситуация складывалась и внутри партии. Она не могла не сложиться. Власть априори находится под огнем критики, иногда плохо аргументированной. Поэтому партия угодила в собственную ловушку: тесно сращиваясь с исполнительной властью, она неминуемо должна была попасть под огонь критики. Что и произошло. У каждого Чапаева должен быть свой Фурманов. Частично усугубил ситуацию бывший губернатор Сергей Вахруков — прекрасный антикризисный менеджер, яркий лидер, но руководитель, не умеющий делегировать полномочия команде. Желание принимать любые решения единолично привело к тому, что руководители высшего ранга просто перестали принимать самостоятельные решения. А самая большая фракция в Думе, желая поддержать позитивные начинания губернатора, постепенно превратилась в механизм по штампованию документов, которые поступали из правительства области. Этот постоянный «одобрямс» и привел к 29%. Мы постепенно потеряли свои позиции.
— Сегодня вы осознанно пошли на риск в ходе модернизационных процессов, прекрасно понимая, насколько сложно жить в эпоху перемен. Ситуацию в области крайне сложно назвать стабильной: региональные элиты разобщены, попытки их консолидации выглядят пока несмелыми. Какие базовые посылы легли в основу обновления партии в такой непростой ситуации?
— Во главу угла мы ставим объединение элит внутри города и области, выстраивание новых форм диалогов с общественностью, серьезное изменение практики работы, фактически новую кадровую политику внутри самой партии. В рамках этой политики «Единая Россия» сделала ставку не только на привлечение молодых кадров в свои ряды, но и на формирование сторонников партии. Системные изменения происходят и в формировании политсоветов местных и регионального отделений – появляется здоровая конкуренция внутри самой партии, реальная выборность руководящих фигур. Новая стратегия позволит не просто выбирать секретарей политсоветов, а готовить достойных претендентов и выбирать партийных лидеров. Акцентирую внимание, именно лидеров. Изменения начались с первичных организаций, в декабре пройдут выборы лидера регионального отделения, чуть раньше выборы запланированы в местных политсоветах, которые сегодня во многих районах возглавляют главы муниципальных образований. Эта тенденция тоже таит в себе немало опасностей. Большой вопрос: может ли глава района, который должен заниматься огромным количеством хозяйственных вопросов, эффективно руководить партийной организацией? Я уже говорил о последствиях сращивания с исполнительной властью, партию начинают ругать и за собственные грехи, и за ошибки исполнительной власти. С учетом того, что в представительных органах области сегодня большинство депутатов представляют «Единую Россию», произошло также сращивание исполнительной и представительной ветвей власти. Мы будем уходить от такой практики. Если захочет глава возглавлять местный политсовет, получит поддержку однопартийцев, — пожалуйста, пусть остается. Но только в таком случае! Дистанцирование от исполнительной власти на всех уровнях позволит четко обозначить партии свою позицию по любому вопросу. Но дистанцирование ни в коей мере не должно означать конфронтацию. Хорошо, если наша позиция совпадает с позицией исполнительной власти. Если не совпадает, будем доказывать, аргументировать, как в случае с тарифами на проезд в Ярославле. Фракция жестко высказалась против роста тарифов. Как человек, 30 лет проработавший на крупном производстве, считаю, что всегда есть ресурсы для оптимизации.
— Думаю, симптоматично, что в рамках нового кадрового подхода количество выдвиженцев от партии на праймериз превратилось в конкурс 3-4 человека на место. Причем не просто технических кандидатов, а реально сильных лидеров, как было в случае с выборами руководителя ярославского отделения «Единой России», в котором участвовали три ключевых фигуры партии. Заметно оппонирование разных внутрипартийных групп, выстраивание полноценной внутрипартийной дискуссии. Это внутрипартийные дела. А как региональное отделение намерено выстраивать диалог с другими политическими силами, властными структурами?
— Объявив широкий, практически партийно-народный праймериз, «Единая Россия» привлекает на свою сторону представителей самых разных политических групп, элит и властных структур. В ходе реализации тезиса об объединении элит «Единая Россия» предприняла ряд шагов по поиску форм эффективного взаимодействия с губернатором Сергеем Ястребовым, с общественными организациями и партиями, вошедшими в Губернское собрание, с сенатором Анатолием Лисицыным – человеком, который всегда славился талантом формировать мощнейшие команды, с новой мэрией города Ярославля. Отношения партии с мэром сложно назвать безоблачными, поиск компромиссов по разным вопросам, должен признать, проходит сложно. Но, тем не менее, мы работали и продолжим работать в выстраивании эффективного взаимодействия с мэром, глубоко уважая право выбора большинства ярославцев, отдавших голоса Евгению Урлашову. Мы отчетливо понимаем, что раздрай в области, особенно при нынешнем внимании федерального центра к Ярославской области, не принесет пользы никому, и, в первую очередь, жителям.
— Николай Алексеевич, кроме внутрипартийной модернизации и поиска политических партнеров и союзников, какие еще изменения происходят в региональном отделении?
— По инициативе ярославского регионального отделения в каждом микрорайоне Ярославля создаются советы округов, которые станут неформальными органами общественного контроля, как за деятельностью депутатов муниципалитета, так и за выполнением социально значимых городских программ. Ярославский опыт мы будем использовать и в районах области. Советы округов станут механизмом обратной связи и взаимодействия между ярославцами и партией «Единая Россия».
Изменения в региональном отделении происходят в контексте общефедерального тренда: демократизации, открытости, выборности. Процессы обновления рассчитаны на пролонгированный результат – возможно, они не дадут молниеносного масштабного эффекта, но, безусловно, будут эффективны уже в среднесрочной перспективе, повысят авторитет партии, привлекут новых сторонников. Обновление позволит партии стать серьезной консолидирующей силой в регионе.