В Рыбинском драмтеатре на днях снова премьера. Но на этот раз не классика, а современная пьеса еще молодого, но уже известного драматурга Олега Богаева, живущего в Екатеринбурге, — «Dawn-Way».
Заметим в скобках, что пьесы Богаева ставили многие театры по всему миру, от Москвы до Вашингтона, и что в настоящее время Богаев является главным редактором журнала «Урал» — это означает очень плотную включённость в современный литературный процесс. Ещё бы — премия «Антибукер» за 1997 год!
Имя режиссёра Антона Неробова тоже достаточно популярно в городе (такие спектакли, как «Маленький принц», «Чемодан», «Шутки в глухомани» и т.д.). И вот теперь – Олег Богаев в его постановке. Насколько это будет гармонично – мы узнаем 9 ноября. Но пока Антон Неробов очень захвачен драматургией Богаева и полон готовности найти адекватное сценическое решение.
{image0} Жанр пьесы заявлен как «сатирическая комедия». Как говорит Неробов, «сатира в нашей стране – сейчас очень редкое явление». Её остро не хватает, и тем более драгоценна пьеса Олега Богаева. Да притом это сатира социальная! Просто и непритязательно смешить могут многие, а вот когда смех этот «сквозь слёзы» — становится ясно, что он призван не развлекать: смех в данном случае – лишь средство для достижения иных, более серьёзных целей. Неравнодушие всегда убедительнее, это именно то, чего мы не находим у персонажей «Dawn-Way». Однако авторское отношение здесь очень чувствуется. И Богаев всеми средствами старается до нас донести простую, казалось бы, истину – на свете нет ничего страшнее, чем равнодушие. И жалеет своих, в чём-то ущербных, героев. Как писал другой автор: «Бедные люди – пример тавтологии»…
В основе пьесы — простая, проще некуда, идея: труп (или почти труп) на дороге, под колёсами вашей машины – и реакция на него тех, кто в машине. В машине едут разные люди: супруги, любовники, бандиты, милиция, «Скорая», депутат с телохранителем… Чаще всего тело на дороге оказывается «яблоком раздора». Поэтому суть пьесы – тестирование: каждый проходит тест на человечность. «Люди – это пустая затея… Едут куда-то, спешат… А там, вон за тем поворотом дороги, их всех ожидает сюрприз…»
В числе очевидных достоинств пьесы нужно отметить динамичность сюжета, хотя… сюжета как такового почти нет – есть многократный повтор изначально одной и той же ситуации, а вот её развитие каждый раз иное. Задача вновь и вновь решается разными способами, персонажи общаются друг с другом в меру своих возможностей и интеллекта, портреты выходят узнаваемыми и яркими… Понятен для восприятия и язык – это язык разговорный, доступный, сочный, что называется, «жизненный».
Для актёрского состава (Владимир Калюкин, Павел Иванов, Алла Смоленкова, Людмила Храновская, Сергей Молодцов) эта постановка и сложна, и интересна: почти каждый из участников спектакля играет по несколько ролей, причём совершенно разноплановых. Получился своеобразный экзамен актёрского мастерства. Это будет спектакль в немалой мере экспериментальный, возможно, даже слегка эпатирующий, но цепляющий за живое и уж точно – нескучный. Рассчитанный на думающего, активного, чуткого зрителя.
Ведь мы с вами такие?