В начале двадцатого века в доме номер 50 на улице Крестовой находились мануфактурный магазин и лучшая в городе гостиница «Центральная».
{image2} Этот дом построил в начале девятнадцатого столетия рыбинский купец Лаврентий Егорович Крашенинников. Он умер вдовым и бездетным в 1832 году. Дом завещал племяннику, купцу Ивану Ивановичу Шонгину.
И.И. Шонгин женился на Елизавете Алексеевне, в девичестве Сапожниковой. Детей супруги не имели. Скончался И.И. Шонгин преждевременно, в возрасте 45 лет, перед смертью завещал дом своей жене.
Но неожиданно «на сцену вышла» двоюродная сестра И.И. Шонгина Августа Михайловна Селецкая, предъявившая свои права на дом. Выдающийся рыбинский краевед Нина Александровна Петухова охарактеризовала А.М. Селецкую как жадную, загребущую женщину. Селецкая отсудила у Шонгиной 5/7 дома.
А.М. Селецкая скончалась в 1869 году и начался судебный процесс по разделу уже ее имущества.
В начале 1890-х годов дом номер 50 на Крестовой купил купец Федор Михайлович Жуков. Он надстроил на здании третий этаж и поставил на столбах два узорчатых балкона из чугуна. После кончины Ф.М. Жукова в 1892 году владелицей дома стала его вдова Вера Федоровна Жукова.
В начале двадцатого века В.Ф. Жукова сдала верхние этажи дома в аренду кухмистеру Ф.М. Лихачеву для организации гостиницы. В марте 1903 года газета «Северный край» написала:
«Арендатор гостиницы «Центральная» Лихачев пригласил на ее открытие разных выдающихся жителей Рыбинска и знатно угостил их. В ответ гости собрали по подписке тут же деньги на икону в серебряной вызолоченной ризе и поднесли ее Лихачеву».
Ф.М. Лихачев дал в газеты Рыбинска и «Рыбинский календарь на 1903 год» рекламное объявление:
«Первоклассная гостиница «Центральная» специально для приезжих имеет номера ценою от 75 копеек в сутки, общий зал с оркестрионом, отдельные кабинеты и бильярды. Все помещения РОСКОШНОЙ отделки и богатой обстановки. Буфет снабжен большим выбором ВОДОК и ВИН русских и заграничных фирм. Цены умеренные».
Кстати, биллиарды и музыка в «злачных» заведениях России допускались не всегда. Так, игру на биллиарде в трактирах разрешили только в 1829 году согласно указу самого императора Николая Первого. В 1871 году ярославский губернатор запретил в рыбинских трактирах игру на музыкальных инструментах, а также пение и танцы цыган. В то время в Рыбинске было более шестидесяти трактиров, гостиниц и харчевен, принадлежавших купцам, мещанам и крестьянам. {image1}
Ф.М. Лихачев владел гостиницей «Центральной» до 1915 года. Затем заведение перешло к купцу А. Тыканову, который переименовал его в «Отель «Централь».
«Люблю повеселиться – особенно пожрать!». Эта грубая поговорка в полной мере относилась и относится к российским трактирам и ресторанам. Вот строки, написанные неизвестным автором в девятнадцатом веке:
«Ботвинью я всегда хвалю,
Солянку ем без принужденья
Уху я тоже страсть люблю!
Зреть не могу без умиленья:
Кишки по щам, бараний бок,
Крупою с маслом начиненный,
И лучший ветчины кусок –
Суть три предмета несравненны.
Пирог любимый мой есть тот,
С трудом в руках несут что трое…»
Случались в ресторанах и развязки любовных драм. Ярославская газета «Северный край» так писала в 1905 году о рыбинском ресторане «Эльдорадо»:
«29 июля в ресторан явилась компания: студент А. – сын местного пароходчика, студент В. и с ними две дамы, бывшие певички ресторанного хора. Заняв отдельный кабинет и спросив обильную закуску, компания поудобнее расположилась в кабинете, думала, очевидно, весело провести время. Но это ей не удалось.
В одну, может быть, из сладчайших минут дверь в кабинет с шумом растворилась, и на пороге появилась какая-то женщина, одетая в плащ и с закрытым лицом, которая тотчас же произвела два выстрела из револьвера в сидевших рядом господина А. и одну из певичек. Но оба выстрела не достигли цели и угодили в пол, произведя страшный переполох среди ресторанной публики. Тотчас же, по требованию публики, была вызвана полиция, которая стрелявшую даму арестовала и составила протокол.
История произошла на романтической подкладке: говорят, что студент А. состоял в интимных отношениях со стрелявшей в него женщиной».
{image0} В 1918 году В.Ф. Жукова сбежала из Рыбинска в неизвестном направлении. На месте отеля «Централь» советская власть открыла Дом крестьянина.
Дом крестьянина был постоялым двором для приезжавших в город на несколько дней крестьян. В Доме работало консультационное бюро, в котором приезжие получали справки по юридическим вопросам. Имелась в Доме крестьянина и библиотека с читальным залом.
На улице Пролетарской (ныне Стоялой) Дом крестьянина открыл Красный крестьянский трактир. Рыбинская газета «Рабочий и пахарь» написала: «Трактир прекрасно декорирован портретами вождей революции, имеется читальня с газетами».
В Доме крестьянина имелся и сельскохозяйственный музей, в котором экспонировалась различные сельскохозяйственные машины. Агроном давал советы по выращиванию растений. Но наибольший интерес и удивление посетителей вызывало чучело теленка с двумя головами.
В бывшем доме В.Ф. Жуковой находился также музей АВИАХИМа – общественной организации, существовавшей в СССР в 1925-1927 годах и занимавшейся пропагандой достижений авиации. В 1926 году помещение музея сгорело, но экспонаты не пострадали, и музей перевели в другое место.
В советское время, уже более близкое к ныне живущим, в доме находился магазин «Изо-Ноты» — предел мечтаний любителей книги. Здесь подписывались на многотомные издания.