Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ярославской области зафиксировало целый ряд нарушений антимонопольного законодательства в деятельности МАУ города Рыбинска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела». Как официально отметили в УФАС, длительное время работники МАУ препятствовали осуществлению захоронений, если родственники усопшего обращались за ритуальными услугами не к ним, а к иным субъектам рынка.
Как удалось выяснить, в Ярославское УФАС России поступили заявления от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных услуг населению Рыбинска. Заявители жаловались на неправомерные действия муниципального казённого предприятия «Специализированная служба по вопросам похоронного дела». На основании поступивших заявлений комиссия УФАС провела детальную проверку ситуации, сложившейся на рынке ритуальных услуг Рыбинска. В рамках этой проверки, в частности, было установлено, что с марта 2012 года захоронения, произведенные без участия МАУ, в Рыбинске не регистрируются, нарушаются права родственников усопших. Такие действия, по мнению УФАС, препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности, нарушают Федеральный закон «О защите конкуренции».
Чтобы разобраться в ситуации, наши корреспонденты встретились с исполняющим обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ярославской области Михаилом Завьяловым, который подробно рассказал о результатах проверки, проведенной комиссией УФАС, принятым на ее основании решении и его правовых последствиях для рынка ритуальных услуг нашего города.
— В настоящее время ситуация с захоронениями в Рыбинске крайне тяжелая, — начал свой рассказ Михаил Федорович. — МАУ (сейчас эта организация изменила форму собственности и называется МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела») злоупотребляет своим статусом единственной организации, обслуживающей кладбища, пытается наживаться на человеческом горе, не допускает иных субъектов на рынок, не регистрирует захоронения, затрудняя в дальнейшем поиск могилы близких.
Ситуация имеет свою предысторию. С определенного момента МБУ стало требовать от компаний-конкурентов дополнительных, не предусмотренных законодательством действий, чтобы обеспечить свое право работать на рынке ритуальных услуг. Например, если на кладбище необходимо установить памятник, от этих фирм требовали предоставить документы, что данный монумент не украден, требовали бумаги, подтверждающие где и когда он был куплен, из какого материала сделан и т.д. Если надо было осуществить захоронение на участке, где ранее были похоронены родственники, работники МБУ требовали, чтобы им был предоставлен полный пакет документов как по участку захоронения, так и по степени родства прежних и нынешних усопших.
Не без трудностей, но компании-конкуренты МБУ научились выполнять эти завышенные требования. Тогда, начиная с марта нынешнего года, осуществляемые ими захоронения просто перестали регистрировать. С марта в Рыбинске в журнале МБУ не было официально зарегистрировано ни одно захоронение, ритуальные услуги по которому были оказаны другими специализированными фирмами. Хотя такие захоронения конкурентами и производились, по существу, все они на сегодня нелегальны. А раз нет официальной регистрации с четким обозначением места захоронения, родственникам усопших теперь непросто найти могилы своих родных.
Когда такие захоронения осуществлялись работникам ритуальных фирм, конкурирующих с МБУ, приходилось проникать на официальные кладбища в обход главных ворот.
Помимо собственно похорон, МБУ также занимается предоставлением на коммерческой основе многих сопутствующих ритуальных услуг. При осуществлении этой деятельности оно непосредственно конкурирует с частными компаниями. В Рыбинске были отмечены случаи, когда родственники усопших, заказавшие часть ритуальных услуг у частников, обращались по поводу самого захоронения в МБУ. А там им прямо объясняли, что их проблемы в том, что они в части услуг связались не с той компанией, с какой нужно. По этой причине во время похорон искусственно создавали массу препятствий. Зато в случаях, когда весь пакет услуг был заказан в МБУ, никаких проблем при захоронениях не возникало.
Внимательно исследовав сложившуюся ситуацию, управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области отметило в действиях МБУ нарушение части первой статьи десятой Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положениями которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Зафиксировав злоупотребление доминирующим положением со стороны МБУ, УФАС по Ярославской области вынесло предписание этой организации исправить все имеющиеся нарушения до конца ноября нынешнего года. За это время МБУ должно зарегистрировать все захоронения, организованные с начала марта в Рыбинске другими ритуальными фирмами. МБУ должно прекратить препятствовать компаниям-конкурентам в осуществлении их деятельности, а также не допускать указанных нарушений в дальнейшем.
По факту выявленных нарушений УФАС стало инициатором возбуждения административного дела, как в отношении МБУ как юридического лица, так и в отношении его руководителя как лица физического (статья 14.31 КОАП). Ответственность по данной статье предполагает значительные штрафы. В том же случае, если предписание антимонопольной службы не будет исполнено в срок, руководство МБУ могут ожидать новые административные наказания. Сумма штрафа в таком случае для директора как физического лица может возрасти уже до ста тысяч рублей. А сам он может получить официальную дисквалификацию, то есть на значительное время лишиться права занимать руководящие должности, — сказал в завершение разговора исполняющий обязанности руководителя УФАС по нашему региону.