Ноябрь как нельзя лучше подходит для размышлений. К серьезной работе ума и сердца стоит приготовиться тем, кто собрался на новый спектакль Рыбинского театра драмы «Dawn way».
{image0} Спектакль серьезный и очень минималистичный. Словно убирая от зрителей лишние пестрящие детали постановщики оставили на сцене нагую действительность: повальное человеческое равнодушие.
— Работая над спектаклем, мы очень много разговаривали о равнодушии, — рассказывает художник Татьяна Петрушова. — Равнодушие на всех стадиях отношений — наша самая страшная болезнь. Мы предлагаем задуматься над этим нашим зрителям.
Автор пьесы — драматург Олег Богаев из Екатеринбурга. Уральская школа драматургии, учеником которой является Богаев, — сегодня очень известна и распространена. Специалисты говорят, что на Урале сейчас зарождается новая русская драматургия. Теперь оценить ее могут и рыбинцы.
Несмотря на то, что пьеса еще очень молода — была написана всего пару лет назад, она заинтересовала театральных режиссеров. Не мог пропустить ее и режиссер Рыбинского театра драмы Антон Неробов.
— Очень давно в театре не было современной пьесы, — говорит он. — Получить права на современную пьесу у живых авторов, особенно если она хорошая и актуальная, неимоверно сложно. Но нам это удалось, и мы показываем современный, злободневный спектакль нашим зрителям.
Судя по первым откликам рыбинских зрителей, «Dawn way» воспринят неоднозначно. Впрочем, как и многие современные пьесы. То ли не привык еще рыбинский зритель к экспериментам театра, то ли действительно предпочитает классику с явной сюжетной линией и строгим, сдержанным языком. А может быть он так резко реагирует на воссоздание той реальности, в которой мы все живем? Будто бы нет в нашей жизни места ни грубости, ни черному юмору, ни ссорам и ругательствам… А ведь все перечисленное как раз и относится к особенностям современного мира, и — к особенностям этого спектакля. {image1}
— Я сам не приветствую мат со сцены, — говорит по данному поводу режиссер. — Всегда интереснее найти обход какого-то слова. Но иногда от жесткого словца не отойти никак. Иначе неправда какая-то получается. Ну представьте: стоит бомж и начинает литературным языком говорить…
Под стать общей атмосфере и декорации. По словам Татьяны Петрушовой, обсуждая с режиссером постановку, они пришли к простой концепции — минимализм во всем. Отсюда последовало и оформление сцены, и световое решение, и костюмы персонажей и даже музыка. Художник Татьяна Петрушова:
— Спектакль включает в себя 12 сцен на одном пространстве — на дороге. Нам нужно было показать 12 разных машин. От реалистичности воплощения мы отказались сразу — это и нереально для театра, и неинтересно. Понемногу мы ушли в минимализм настолько, что оставили на сцене только несколько огромных белых кубов, из которых строятся все декорации.
Разнообразить спектакль помогла демосцена — особое направление в искусстве, где сочетаются компьютерная графика, музыка и программирование. Зрители видят не только серьезную игру актеров, каждый из которых за один спектакль меняет несколько ролей, но и зрелищный видеоряд.
— Музыка в спектакле совершенно чистая, — говорит Антон Неробов. — Без всяких скрипов, без инструментов.
Впервые, признается режиссер, он ставит спектакль в сотрудничестве с композитором. Во всех предыдущих его постановках использовалась уже готовая музыка. Музыкальным оформлением спектакля занимались рыбинец Михаил Ершов и Олег Никитин из Краснодара.
Что же получилось в результате — современная притча о равнодушном, вечно занятом и думающем только о себе человеке или классический старый спор между черным и белым, желанием помочь и попыткой сбежать от проблем? Судить об этом, как всегда, зрителю.
Фото Татьяны ПЕТРУШОВОЙ