В ближайшие семь месяцев россиян трижды ждут каникулы: новогодние (10 дней), первомайские (5 дней) и «победные» (4 дня). У любых удлиненных выходных двоякий эффект. С одной стороны, люди отдохнули, отвлеклись от работы, восстановили силы. С другой – выбились из ритма, нужно вновь в него входить. Психологи говорят, что это иногда полезно, но экономисты уверяют в обратном.
В следующем году за 19 каникулярных дней, выпадающих из производственного цикла, российская экономика может потерять до 1 трлн руб., уверяет директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. Потери понесут практически все отрасли, кроме туристической, а бюджет в итоге недосчитается 200 млрд. руб. из-за снижения налоговых поступлений. Ну и что такого, собственно? Зато любители путешествий смогут совершить длительную поездку на новогодние каникулы, а садоводы и огородники (составляющие, кстати, большинство населения страны) получат законную возможность посвятить начало мая сельскохозяйственным работам. Кроме того – и это, возможно, главное – россияне смогут уделить больше времени своим семьям. Одним словом, длинные каникулы вполне отвечают интересам и настроениям граждан – такие инициативы всегда находят поддержку в народе. И удивительно, что не все понимают эту закономерность. Например, Российский союз промышленников и предпринимателей вновь и вновь выступает с инициативами ужесточения норм трудового законодательства. Последние предложения РСПП, поступившие в конце лета, предполагали, в частности, отмену ограничений продолжительности трудовой недели и гарантированной длительности оплачиваемого отпуска. Едва ли у нас такие идеи когда-нибудь найдут поддержку.
Впрочем, в других странах бывает иначе. Например, весной этого года жители Швейцарии на референдуме дружно (двумя третями голосов) отвергли идею законодательно увеличить отпуск в стране с четырех до шести недель. Вот что кризис с людьми делает! Как подсчитали экономисты, предложенное увеличение продолжительности отпуска обошлось бы швейцарской экономике в $7 миллиардов. Впрочем, дело тут даже не в заботе о стране: швейцарцы, видимо, очень хорошо усвоили истину, которую сформулировал в свое время бывший президент Франции Николя Саркози: «Чтобы больше зарабатывать, нужно больше работать». Занимающая одно из первых мест в мире по уровню дохода на душу населения, Швейцария вполне оправдывает этот тезис. Граждане конфедерации работают в среднем 42,4 часа в неделю, тогда как, к примеру, немцы – 41,2 часа, французы – 38,4 часа. Кстати, во Франции вот уже 12 лет законодательно установлена самая короткая рабочая неделя – 35 часов. Против нее, собственно, и выступал Саркози. И, видно, по нынешним временам она стала непозволительной роскошью, так что премьер-министр (социалист!) Жан-Марк Эро на днях заявил о возможности возврата к 39 часам. Правда, на длинный оплачиваемый отпуск французов (30 дней) никто пока не посягал. Зато те европейские страны, по которым долговой кризис ударил со всей силы (Греция, Португалия), уже урезали отпуска своим гражданам.
Однако в Европе есть немало любителей отдохнуть и подольше. Самые заядлые – не французы и даже не греки с итальянцами, а евробюрократы – чиновники из Европейской комиссии. У них, помимо 24-30-дневного отпуска, выходных и праздников, существуют «дни закрытого офиса», например, между Рождеством и Новым годом или в Страстной четверг перед Пасхой. В этом году у еврокомиссаров получилось, в общей сложности, 18 дополнительных свободных дней. Кроме того, им прибавляется к отпуску до трех дней для поездки домой (хотя самолет доставит в любой конец Европы за несколько часов) и еще десять дней в год на повышение квалификации (их целевое использование контролируется слабо). Итого может набежать 60 дней, не считая обычных выходных и общих праздников. Не удивительно, что Швейцария отказывается вступать в Евросоюз – у них просто разные ценности.
Кстати, почти год назад вступила в силу Конвенция ООН об отпусках. Она гарантирует всем землянам 21 день отпуска – не так уж и много по европейским меркам. Однако далеко не все страны гарантируют даже этот минимум. Например, в США или Австралии продолжительность отпуска вообще не регламентирована законом. Впрочем, по традиции американцы все же выкраивают себе на отдых пару недель в году. Еще меньше отдыхают жители Мексики – от 6 до 12 дней в зависимости от стажа; совсем мало – граждане быстро развивающихся стран Азии. Так, в Китае оплачиваемый отпуск составляет 10 дней, а в Японии и Южной Корее колеблется между 4 и 5 днями в год. Причем и их дают не сразу, а по частям. При этом рабочий день там длится 10 часов, и считается хорошим тоном являться на работу в выходные, чтобы не спеша, в спокойной обстановке, доделать то, что не успел за рабочую неделю.
Надо заметить, экономическая эффективность подобной работы-соковыжималки весьма сомнительна и опровергается многими экспертами в развитых странах. Например, американский Journal of Epidemiology утверждает, что у тех, кто работает более 40 часов в неделю, начинает заметно снижаться «гибкость интеллекта», способность решать проблемы, «оперативная память» и изобретательность. То есть человек становится во многом похож на робота. Нам это не подходит – лучше ориентироваться на Европу и наслаждаться каникулами! Кстати, даже строгий РСПП не против каникул: ведь они, по сути, не увеличивают, а лишь перераспределяют законные выходные.