Известно, что, начиная с Екатерины II, Рыбинск стал объектом особой заботы российских самодержцев по части судоходства и торговли. О визите императрицы в наш город хорошо известно из краеведческих публикаций. Меньше мы знаем о других вояжерах царской династии, в ходе своих путешествий уделивших внимание и нашему краю.
Приехал на пожар
{image0} В 1797 году в Рыбинске произошел крупный пожар, «опустошивший всю верхнюю часть города и все гостиные дворы». 12 июня 1798 года (здесь и далее все даты — по старому стилю) Павел I, возвращаясь из Казани с сыновьями — великими князьями Александром и Константином Павловичами, «пепелище это видел с прискорбием».
Император принял от городского общества хлеб-соль и после перемены лошадей отправился к Мологе. Мологский городничий Павел Глебов был пожалован самодержцем чином надворного советника и получил личный подарок императора — золотую табакерку с эмалью «за исправность в городе» с возложением на него обязанностей «о присмотре за некоторыми чиновниками в уезде». Предположительно, это был тот самый Павел Глебов, который в 1812 году, будучи рыбинским уездным предводителем дворянства, участвовал в организации снабжения тыла действующей армии.
О посещении «столицы бурлаков» членами династии Романовых мы знаем, в основном, из «Описания города Рыбинска», составленного священником Матвеем Гомилевским. Сочинение это, изданное на средства купца Федора Тюменева, интересно тем, что написано непосредственным свидетелем тех событий. Автор скуп на эпитеты, повествуя о пребывании в Рыбинске Павла I, зато не жалеет красок и подробностей в отношении визитов его наследников…
Александр Благословенный
16 августа 1817 года «около десяти часов пополудни» в Рыбинск из Мологи прибыл младший сын Павла I, великий князь Михаил Павлович. Пробыв в городе не менее суток, он остановился на ночлег в доме купца Нестора Тюменева, что на Мологской улице, ныне улица Чкалова. Есть мнение, что это бывший купеческий дом, занимаемый сегодня Центром детского туризма и экскурсий на Чкалова, 25. Согласно памятной доске, здание построено в 1830-х годах, по другим данным, в этот период оно просто подверглось перестройке. На следующий день, 17 августа, великий князь побывал в здании Старой биржи и оттуда «наипаче обозревал волжскую пристань и окрестности ее».
20 августа 1823 года, «в четыре часа пополудни», проездом в Ярославль город посетил и сам «спаситель Отечества и всей Европы» император Александр I, но оставался здесь, по свидетельству Гомилевского, менее часа. В том же доме купца Нестора Тюменева городское общество поднесло императору хлеб-соль на большом вызолоченном серебряном блюде. «Августейший монарх изволил принять всемилостивейше» дары города, а блюдо «пожаловал обществу», которое и хранило его в дальнейшем «как драгоценнейший памятник монаршего посещения». {image1}
Основные мероприятия для встречи императора готовились в Ярославле, в частности, сооружение галереи и устройство бала для губернского общества. В июне 1823 года рыбинское купечество 1-й и 2-й гильдии, всего 8 человек, расписались под пожертвованиями «по случаю ожидаемого вожделеннейшего визита Государя» на сумму 2000 рублей. 34 купца 3-й гильдии, согласно документам жертвовали 1500 рублей, а мещане Рыбинска — 2500 рублей, всего за подписью 56 человек. Однако реально городом было собрано только 1750 рублей, чему предшествовала долгая переписка губернатора с рыбинской городской думой. Для сравнения, из Ярославля на эти цели поступило 5794 рубля, из Углича и Романово-Борисоглебска — по 2000 рублей. Остальные города прислали денег меньше Рыбинска, а всего по губернии было собрано 18704 рубля. В итоге губернатор «издержал» на визит императора часть личных средств, что и предъявил рыбинскому городскому обществу с требованием дополнительной компенсации поставщикам за материалы, «постройку галереи и приготовление иллюминации» на сумму 1100 рублей…
Сэкономить на мероприятии не удалось не только рыбинцам. Всем городам губернии был предъявлен дополнительный счет на 4508 рублей, сумма по тем временам немалая. Эта «финансово-бытовая» коллизия, кажется, несколько омрачила идиллию «вожделеннейшего визита». Но не для царя, конечно.
Между тем, 7 января 1824 года последовало «Высочайшее соизволение» императора на использование здания Старой биржи для совершения торговых сделок. А с 20 августа 1824 года рыбинские и иногородние купцы получили право пользоваться им в течение всего летнего периода. 8 мая 1837 года в качестве наследника престола в Рыбинск прибыл великий князь Александр Николаевич, а 9 мая 1841 года и сам его отец — император Николай I. В 1842 году для разрешения споров между судопромышленниками по указу царя в Рыбинске была учреждена Судоходная расправа с отделением в Нижнем Новгороде. До этого в городе действовало одно из четырех отделений судоходной расправы с центром в Твери, отрытое в 1811 году.
Наследнику престола Александру Николаевичу был посвящен и труд Гомилевского, изданный в 1837 году в Петербурге. Однако посвящение было сделано не от авторского имени. Эту «благородную» миссию взял на себя «спонсор» — купец Федор Тюменев.
Цари и наследники
Если не вдаваться в дискуссии о «русских» и «немецких» Романовых, то «отцом» этой династии в обозримое для нас историческое время (в смысле большого потомства великих князей и княгинь) можно с полным основанием считать Павла I.
Со второй половины ХIХ века Рыбинск становится местом настоящего паломничества членов царского дома. С августа 1850 по июнь 1879 годов в Рыбинске побывали 12 великих князей, в том числе, в июне 1863 года — несостоявшийся преемник российского престола, сын Александра II цесаревич Николай Александрович.
22 июля 1882 года в Рыбинске побывали император Александр III с императрицей Марией Федоровной, цесаревичем Николаем Александровичем — будущим Николаем II, и великим князем Георгием Александровичем.
2 и 3 июня 1885 года «для осмотра войск» Рыбинск посетил великий князь Владимир Александрович.
В 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых через Ярославскую губернию поездом проследовал и император Николай II.
2 июня 1916 года через Рыбинск на поезде «инкогнито» проехал известный историограф династии Романовых, председатель Русского исторического общества великий князь Николай Михайлович. Уполномоченный ярославской жандармерии в Рыбинске ротмистр Трофимов, узнав об этом, обратился к начальнику станционных жандармов с просьбой в будущем извещать его о «проезде высокопоставленных лиц». Но не прошло и года, как необходимость в этом отпала сама собой.
«Высокопоставленных лиц» в прежнем понимании больше не было, а в жизни города, как и всей страны, наступила новая и не менее противоречивая эпоха, без Романовых. К лучшему или худшему — об этом судить потомкам…
Материал подготовлен с использованием документов Рыбинского филиала госархива Ярославской области