С легендарного фильма, который по нескольку десятков раз пересмотрели люди, рожденные в 60-х годах прошлого века, на сцене Рыбинского театра драмы начался «Шухер» — моноспектакль, в котором и сценаристом, и режиссером, и актером, и даже зрителем выступил наш земляк, актер Московского молодежного театра под руководством Вячеслава Спесивцева, заслуженный артист России Дмитрий Аксенов. Под песню, сопровождавшую первые кадры «Генералов песчаных карьеров», транслировавшихся на белое полотно пока еще пустой сцены, «мурлыкали» зрители, заполнившие почти весь зал театра. Находящаяся в недоумении публика, не совсем понимающая, что происходит на сцене, и вовсе смутилась, когда картинка на экране «повисла», и в зале воцарилась тишина.
{image0} Заминка в зале вдруг возмутила одного из театралов, который, нарушив тишину, стал высказывать вслух свое негодование, волны которого нарастали с каждой минутой. Разгневанный мужчина требовал вернуть деньги за испорченные ощущения и саркастично просил дать посмотреть если не спектакль, то хотя бы фильм (не зря же он вообще оставил свои домашние дела и пришел в свободный вечер в театр). У соседей никак не получалось охладить пыл этого вулкана ярости, и раздраженный мужчина сам вышел на сцену.
Эффект неожиданности сработал на «пять с плюсом». «Шухер» был вознагражден первыми овациями. И дальше зритель все больше погружался в историю детства четверых друзей — Пеликана, Серени, Плоского и Кислого. К слову, Дмитрий признался, что прозвищем, от которого у иных сводит скулы, в нежном возрасте был награжден именно он. В интервью, данном накануне премьеры в Рыбинске, Дмитрий объяснил, почему именно детские годы ему так хотелось воплотить на сцене:
— В детстве мы все были счастливы. И самое главное об этом помнить. Я уверен, что как только мы с вами начнем говорить о детстве, вы сразу улыбнетесь. И мне это приятно.
Образы друзей, которые поочередно проплывали перед публикой, в некоторой степени стали собирательными, хотя Дмитрий «рисовал» реальных, вполне конкретных людей, которые тоже присутствовали в зале. Тем не менее, в каждом из них рыбинцы узнавали себя, своих соседей и одноклассников. Времена кубиков Рубика, коллекционирования вкладышей, пробок, наклеек и этикеток от дефицитных товаров, игры в «банки», заменившей многим цивилизованные городки, словно кадры из старого фильма, прокручивались в памяти, которая имеет удивительное свойство окрашивания давно забытых черно-белых картинок, вытаскивая их на поверхность и показывая, что все это происходило как будто вчера. И это пресловутое определение «Шухер», которое в детстве звучало почти секретным паролем, произносимое то шепотом, то раскатистым громким эхом, было понятно каждому из присутствующих.
— Это такое слово, которое не нуждается в переводе, да и в общем-то, никак не переводится. Я не знаю, как часто сегодня дети его произносят, но тогда, во времена нашего детства, оно звучало на каждом шагу. Поэтому и в спектакле оно звучит много-много раз. Привезти «Шухер» в Рыбинск мне захотелось после того, как мои друзья-земляки после просмотров в Москве, где спектакль шел несколько раз, причем, с успехом, узнавали в образах, мной сыгранных, наших друзей. Поэтому и родилось желание показать это в Рыбинске, и именно поэтому перед премьерой в родном городе я очень волновался.
В полуторачасовом действии название Рыбинска не упоминается ни разу. Но любая сыгранная сцена, дополненная иллюстрациями из быстро меняющихся песочных картинок, отображаемых на экране фоном к повествованию, свидетельствовали о том, что никаким другим городом место действия быть просто не могло. И часть аплодисментов была адресована не только автору и исполнителю, но и этому городу на Волге, и этим кадрам из прошлого, и этому «шухеру», который стал не только названием, но и определил атмосферу в зале.
Вполне возможно, что постановку Аксенова Рыбинск увидит в следующий день рождения города. По словам Дмитрия, такое предложение от руководства театра ему уже поступило.