Сегодня по всем центральным телевизионным каналам можно очень часто видеть социальный ролик, где известные медийные лица в окружении молодых людей с ограниченными физическими возможностями в унисон с ними повторяют: «Люди так не делятся». Для того, чтобы показать всем нам справедливость этого высказывания, Центральная библиотечная система в десятый раз провела ежегодный конкурс среди инвалидов.
{image0} Тема в преддверии Международного дня инвалидов звучала подчеркнуто безгранично: «Издалека долго течет река Волга». Сочинения, рисунки, фотографии принимались в библиотеке имени Энгельса в течение почти двух месяцев. И за это время некоторые конкурсанты стали ежедневными гостями ее читальных залов.
4 декабря на церемонии награждения в Общественно-культурном центре люди, к которым мы нередко относимся с сочувствием, показали, что вершины пьедесталов — это компенсация отнюдь не за недуги, которые волей судьбы достались им. К своим высотам они добираются ежедневно — медленно и упорно.
22 работы и столько же идей для творческих работ увидели члены судейской коллегии, в числе которых присутствовали представители библиотеки, департамента по социальной защите населения города Рыбинска, журналист и писатель.
В первую очередь, взгляд останавливался на работах участников самой младшей возрастной категории, принявшей участие в творческом состязании. Для самых маленьких конкурсантов не существовало предела ни в определении жанра, ни в размере работы, ни в количестве представленных экземпляров рукотворных чудес. К примеру, Светлана Румянцева принесла на конкурс три акварели и сочинение, стараясь завоевать первенство сразу в двух его номинациях. А 8-летняя Варя Велиоцинская покорила всех членов жюри объемной картиной с элементами квиллинга, аппликации и объемного оригами. Ее работу судьи сразу выделили из всех, предложив выдвинуть Варю на соискание специального приза, так как ее мастерство и фантазия просто не могли конкурировать с остальными творческими идеями, оставляя их далеко позади.
Еще одного специального приза удостоилась работа, которая достоверно свидетельствует о безграничности возможностей у людей, которых мы традиционно считаем беспомощнее себя. Зоя Жукова, страдающая проблемой со зрением, сотворила целых два шедевра, изготовление которых едва ли по силам людям со стопроцентным зрением. Картины, выполненные из мельчайших осколков яичной скорлупы, ставших своеобразной мозаикой, просто заставили каждого из судейской коллегии расширить от удивления глаза. А когда в подробностях была объяснена технология изготовления этих полотен с изображением видов Рыбинска, глаза становились еще шире. Мало того, что заготовки-скорлупки для картины сначала красятся в разные цвета, а уже потом занимают свое место на панно, так еще терпеливо, одна за другой наклеиваемые одной рукой, в которой Зоя Павловна держит пинцет. Спросите, почему одной рукой, она же слабовидящая, а не лишенная конечностей? Да все потому что в другой руке искусница вынуждена держать лупу, многократно увеличивающую изображение.
И Варя, и Зоя Павловна были вне конкуренции со своими шедеврами, и для них сразу были определены специальные призы от депутата Константина Долгова. Вручая подарки этим двум конкурсанткам на церемонии награждения в Общественно-культурном центре, Константин Алексеевич, пожалуй, выразил все то, о чем думал каждый из свидетелей триумфа людей, чьи возможности документально ограничены:
— Спасибо вам за то, что вы есть, за ваше мужество, за вашу волю к жизни, к победе, к искусству. Спасибо вам за то, что мы, и я в том числе, можем брать с вашего мужества пример!
А маленькая Варя, которая рядом со взрослым человеком смотрелась просто Дюймовочкой, не слишком понимая, депутат рядом с ней или просто взрослый дяденька, которому понравилась ее работа, с улыбкой воспринимала его поздравления и восхищения, адресованные ей, и очень гордилась тем, что именно она вызвала и бурю эмоций, и ураган аплодисментов.
— Варенька, я знаю, что это не единственная твоя работа, — награждая девочку, обратился к залу Константин Долгов. И пояснил: — Варвара выполнила экспозицию «На переправе», работа очень большая, поэтому сюда ее не доставили. Такая маленькая, а такую большую работу сделала! Молодец! Спасибо, Варенька!
Остальные 20 работ распределились по трем номинациям: «Волга в судьбах людей», «Волга от истоков до устья» и «Волга глазами детей».
Читая и изучая судьбы, протекавшие на волжских берегах, у некоторых членов судейской коллегии не поднималась рука для выставления оценки ниже четырех баллов из пяти предусмотренных. Так невозможно было только из-за недостатка в оформлении «забраковать» работу Нины Тупицыной, которая, перевернув весь домашний архив, приложила к своему сочинению и дорогие ей фотографии, которые остались в единственном экземпляре. И не оценить, что за время подготовки творческой работы Тамары Маловой ее тропинка в библиотеку расширилась до размеров шоссе. И это, по мнению библиотекарей, ежедневно наблюдавших, как, страница за страницей, она штудирует энциклопедии, дорогого стоит.
Искренне радовались судьи успеху победительницы еще в одной из номинаций. В течение десятка лет она принимала участие в творческом конкурсе, но каждый раз на пути к успеху ее опережали, и до верхней ступени пьедестала ей оставался буквально шаг.
В этом году ее старания и десятилетнее терпение вознаграждены неоспоримым первым местом — тема православия в рассказе о храмах на волжских берегах Натальи Романишниковой даже не вызвала споров у жюри. Первое место в номинации «Волга от истоков до устья» она завоевала единогласным решением.
Вообще, если говорить о спорах в рядах судейской коллегии, то их почти не было: плюсы за первые места в своих протоколах они ставили синхронно.
Номинация «Волга в судьбах людей» стала победоносной для 80-летнего рыбинца, журналиста Олега Морошкина. А Светлана Румянцева, представившая на суд жюри работы сразу в двух жанрах, за такое упорство на пути к победе была награждена первым местом в номинации «Волга глазами детей».
Если честно, то удивляло то, как Света, которая не может говорить, рассказала в рисунках даже больше, чем оратор, владеющий этим талантом в совершенстве, а Зоя Жукова, вынужденная лицезреть мир сквозь толщу линз, открыла глаза нам — тем, кто видит, но не слишком ценит окружающие нас красоты. Каждый из собравшихся в зале — и лауреаты конкурса, и те, кто за них болел и им рукоплескал — своими искренними поздравлениями еще раз доказывали нам справедливость того самого социального ролика: люди так не делятся!