Задать вопросы главе Рыбинска Юрию Ласточкину смогли студенты и преподаватели РГАТУ им. П.А. Соловьева. 4 декабря в стенах университета состоялась встреча, озаглавленная как «Перспективы социально-экономического развития города».
Представляем вниманию читателей выдержки из выступления главы города и его ответы на некоторые вопросы.
БИЗНЕС
Из выступления главы:
{image0} — В малом бизнесе сегодня 2800 предприятий. Но тем не менее на этих предприятиях работает небольшое количество человек, они создают совершенно маленькую налоговую базу. Несмотря на то, что я связываю будущее города со средними и малыми предприятиями, темпы роста малого бизнеса в городе неудовлетворительны. По разным причинам. Потому что большое количество людей не хочет рисковать, люди стараются попасть или на крупные предприятия, или на какую-то бюджетную работу, или на службу. Поэтому сегодня мы от малого бизнеса не получаем ни большого потока товаров и услуг, ни серьезной налоговой базы.
— Как вы помогаете малому и среднему бизнесу?
— Прямая помощь существует, но она ничтожна. Мы рассказываем об этих людях, выделяем какие-то гранты, проводим конференции, но вы понимаете, что значит помогать? Мы же не можем дать какие-то кредиты беспроцентные, мы же не банк. Город привлекает инвестиции, приезжают люди, значит, развивается гостиничный бизнес. Посмотрите, как сильно изменилась Крестовая, люди начали выкупать магазины, а наша принципиальная позиция – продать все. Город не должен быть никаким собственником, никакими арендами он не должен заниматься. У каждого помещения, у каждой пяди земли должен быть хозяин. Только тогда это все будет в нормальном состоянии. Все продать. Буквально. Кто-то купит магазин, кто-то купит спортивный зал, кто-то купит территорию под что-то, кто-то построит завод. Я думаю, что со временем мы продадим уже за миллиарды рублей «Водоканал», за несколько миллиардов продадим «Теплоэнерго».
Сегодня, например, мы практически не берем денег ни за какие вещи: бесплатно даем воду, недорогая земля, бесплатно даем канализацию, микроскопические деньги берутся за электроподключение. У нас сегодня самая дешевая себестоимость строительства.
Задача власти – не какая-то опека и индивидуальная поддержка, а задача власти – активизация всей деловой жизни и создание рынков для бизнеса. Плюс, я считаю, это популяризация. Надо рассказывать людям о тех, кто занимается бизнесом.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАРПЛАТА
Из выступления главы:
— Сегодня мы имеем среднюю заработную плату 22800 рублей в городе. Я говорю «среднюю» — это тоже самое, как температура по больнице. Но тем не менее эта статистика достаточно упрямая вещь. На тех предприятиях, которые активно работают, на тех предприятиях, которые являются широко известными, средняя заработная плата за 25 тысяч.
У нас сегодня вырастает заработная плата в бюджетных учреждениях. По указу президента мы переходим к средней зарплате по экономке региона за образование. Это принципиальное изменение, около 30% увеличения, и мы выходим на зарплату учителя 18-19 тысяч рублей. Она индексируется каждый год. И если так пойдет, то работа в образовании будет не только морально престижной, она будет достаточно хорошо оплачиваемой. Вы знаете, повышены зарплаты в здравоохранении. Все это еще недостаточно, но довольно быстро идет рост.
Сегодня у нас стоят открытые позиции по 30-40 тысяч рублей — это реальные вакансии. Если мы возьмем основные промышленные предприятия, на «Вымпеле» не хватает 150 квалифицированных рабочих. Сегодня 350 человек не хватает на «Сатурне», не хватает около 100 человек на «Русской механике». И зарпата из-за этого очень серьезно растет.
Да, сегодня зашевелилось такое понятие, как внутренняя миграция: люди начали приезжать в город, составлять конкуренцию. Это касается сварщиков, сборщиков, технологов, людей на финишные какие-то операции. Но тем не менее совершенно понятно, что основной рынок — это те люди, которые выросли и получили образование в городе.
Из города сегодня достаточно активно уезжают люди. По разным причинам. И мы имеем отрицательную динамику по численности города. Где-то минус 1500 — 2000 человек в год. Это совершенно объективная вещь. И пока в город не придут реальные инвестиции, не будут создаваться реальные рабочие места, не будут строится совершенно новые по своей технологической базе предприятия, ничего не изменится. Это происходит может быть не так быстро, как хотелось, но вы знаете состояние инвестиционного климата в стране.
Но тем не менее у нас эти предприятия создаются, в том числе с участием иностранного капитала. Это, например, полностью принадлежащий итальянцам завод «Рыбинскэлектрокабель» — это 400 рабочих мест, в этом году они инвестировали около 50 млн долларов в развитие, вводится новый цех. Мы недавно открывали завод по производству газовых турбин, где основным акционером является компания «General Elektric», и здесь примерно 250 рабочих мест будет. Завод еще начал строится, но уже сегодня, я думаю, будущих сотрудников это предприятие ищет и будет учить в ближайшее время. Это, естественно, люди, имеющие инженерное техническое образование, желание сделать карьеру, увидеть мир, знающие английский язык или активно его изучающие.
— В СМИ время от времени появляется информация о введении платного школьного образования. Есть у вас какая-то информация по этому поводу?
— Вы знаете, что сейчас идет подготовка закона «Об образовании». Изменения будут касаться дошкольного образования. Сегодня семья, которая водит ребенка в детский сад, платит 20% от реальных затрат. Они платят примерно 2 тысячи за ребенка, а ребенок-то обходится в 10. То есть 8 тысяч человек получает субсидию. Ну ладно, у кого-то нет денег, а кто-то спокойно зарабатывает и еще получает эти 8 тысяч.
Вы прекрасно понимаете, что невозможно одновременно модернизировать все детские садики, делать беседки, покупать игрушки, делать энергосбережение и не повышать родительскую плату. Это неправильно. Я считаю, она должна быть не 20%, а минимум 50% спокойно может сегодня выдерживаться.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Из выступления главы:
— Сегодня объем стройки в городе — это около 3 млрд. рублей, если брать всю стройку — гражданскую, промышленную. Темп роста строительства у нас примерно 150% в год — это очень высокий темп. Но катастрофически не хватает грамотных строителей.
У нас постепенно формируется рынок жилья, мы в этом году построили 30 тысяч квадратных метров нового жилья в городе. В среднем за последние 10 лет объем сдаваемых площадей жилья не превышал 10 тысяч. Из построенного в этом году третья часть — это индивидуальное жилищное строительство.
То есть на окраинах ли, в центре ли, но люди начинают строить свои дома. Кто-то берет кредит, кто-то ссуду, кто-то зарабатывает деньги, кто-то еще каким-то способом, но тем не менее мы 10-12 тысяч квадратных метров индивидуального жилья в год сдаем. Это меня просто радует, потому что если человек хочет построить дом, значит, он эти деньги заработал. Второе: он начнет строить — дополнительные деньги появятся уже для тех людей, которые будут делать фундамент, класть стены, делать крышу, вставлять окна, делать отделку, благоустройство. Это достаточно серьезный индикатор для города.
БЛАГОУСТРОЙСТВО
Из выступления главы:
— Мы являемся лучшим городом в области по дорожному строительству. За 2012 год мы освоили 500 млн на дворы и дороги. Это в разы больше, чем за предыдущий год. У нас на 1 ноября было выполнено 95% от запланированного, а в Ярославле на тот момент при одинаковых объемах дорожного строительства было сделано 20%.
Мы меняем ситуацию по благоустройству. Мы отремонтировали 173 тысячи квадратных метров автомобильных дорог за этот год. В 2011 году это была 61 тысяча квадратных метров. Мы посадили более 2 тысяч деревьев, выпилили более 2 тысяч старых, снесли 403 аварийных здания, ликвидировали около 6 тысяч кубических метров несанкционированных свалок, реконструировали 50 дворовых территорий и 1600 машино-мест, это не считая тех, что построил бизнес.
У нас 1400 многоквартирных домов в городе. Из этих домов нормальные дворы имеют 400. Мы ремонтируем примерно 150 дворов в год. Отремонтировать двор стоит примерно 2 млн рублей — это бюджетные деньги. Нужно не просто отремонтировать двор, а нужно его расширить, сделать стоянки. У нас сегодня более 60 тысяч автомобилей в городе. Темп роста автомобилей — 10% в год. И число автомобилей в городе прирастает. Это значит, что нужно примерно по 10-12 тысяч стояночных мест в год, потому что человек сначала едет на работу, ему нужна стоянка около места работы или учебы, а потом он возвращается домой, и ему нужна стоянка у дома. Сегодня мы вышли на темп 2 тысячи стояночных мест в год силами городского бюджета. И мы хотим, чтобы еще 2-3 тысячи в год вводили работодатели. Мы сегодня вводим требования, чтобы при строительстве нового дома на каждую квартиру закладывалось как минимум по одному месту под машину на парковке. {image1}
— А как насчет благоустройства междворовых территорий?
— Подходы очень простые. Например, когда я выбираю между двумя домами, где в одном 100 квартир, а в другом 40, я всегда выберу дом, где 100 квартир. Потому что изменения тогда коснутся большего числа людей. Второе: мы приняли решение, от которого теперь не откажемся, — это комплексное благоустройство. Вот мы делали бывшую 33-ю школу. Ситуация вокруг была настолько плоха, что нам пришлось отремонтировать сразу 11 дворов, благо они небольшие. Сейчас мы на улице 9 Мая делаем садик — то же самое.
Мы пошли по такому принципу: приводим в порядок школу, ставим детский городок и делаем вокруг капитальный ремонт всех дворов. Но вы правы в том, что ремонт дворов без учета состояния соседних и междворовых территорий — это неправильно. Я думаю, что со следующего года начнется ремонт связанной между собой территории. Но тут вопрос другой — территории дорожают. Если мы начали с 1 млн 200 тысяч, то сейчас двор стоит 2 млн и более.
НАБОЛЕВШЕЕ
— Меня, как жителя поселка Волжский, интересует вопрос: есть ли решение по туберкулезному диспансеру?
— Есть приказ департамента. У вас в поселке не будет тубдиспансера, он будет в 23-ей медсанчасти. Я могу сказать, что вот эта волна, которая идет, она ненормальна абсолютно. И она раздувается теми людьми, которые либо хотят на ней что-либо сделать, либо просто не разобрались в ситуации.
Сегодня тубдиспансер находится на расстоянии от детского садика (вдумайтесь!) менее 100 метров, 30 метров от жилых районов, вашего института. Мы из-за него не можем сделать Карякинский парк. Тубдиспансер нужно уводить оттуда немедленно.
Сегодня идет очень серьезная реструктуризация системы здравоохранения. Она касается 3-ей больницы, бывшей медсанчасти 23 Волжского машзавода, она перепрофилируется, высвобождается, и на закрытой территории, где нет никаких прямых контактов, размещается тубдиспансер. Мы договорились о том, что он будет обеспечен специальным транспортом – автобусом.
Я первым скажу, чтобы тубдиспансера не было на территории нашего города. Тем более, что из 80 человек, которые там находятся, 40 не рыбинские вообще, просто со всей области приехавшие. У нас под Переславлем есть брошенный проект областного туберкулезного диспансера. Но решение принято, если его не изменит губернатор (сегодня это в его компетенции) то тубдиспансер переедет в 23 медсанчасть.
— Есть ли какие-нибудь планы относительно разрушенного долгостроя на улице Солнечной в больничном городке?
— Не исключено, что этот объект мы продадим, если будет инвестор. Мы сделали для него эскизы под многоквартирный дом, он спокойно переделается. Дом находится в очень удобном положении, улица Солнечная отремонтирована, у нас есть планы отремонтировать школу №23. По крайней мере, могу сказать точно — в этом доме никогда не будет больницы.
— Будут ли восстанавливать дебаркадер?
— У нас сегодня нет таких планов. Я расскажу ситуацию. Да, это красивая вещь. Да, мы все любим дебаркадер и гордимся им. Мы в предыдущий ремонт дебаркадера вложили 10 млн. Чтобы по-хорошему его восстановить, нужно 40-50 млн рублей – это очень большие деньги. В прошлом году у нас аж 37 пароходов причалило к городу Рыбинску. Всего! Вложить 50 млн – это несерьезно. Я проще 25 дворов отремонтирую.
Мы сегодня ведем переговоры с инвесторами, чтобы тот человек, который захочет иметь бизнес по приемке теплоходов, сам вложил эти деньги.
ВЫБОРЫ
— Юрий Васильевич, а вы собираетесь оставаться руководителем нашего города?
— Вы знаете, я считаю, что времени еще очень много. Я не принял какого-то решения, исходя из того, что очень много времени и очень много работы. Не исключено, что это решение будет мной принято. Хотя я могу сказать, что эта работа очень сложная. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что она нужна людям. Я работаю не один, со мной вместе работает целая команда — и в Совете, и в администрации, и депутаты. Это десятки людей. И что-то получается, что-то не получается. Но тем не менее я думаю, что какое-то изменение существует, которое позволяет нам участвовать в этих выборах. Я прекрасно понимаю, что жизнь сложна и можно, например, показать, что в Рыбинске возможны изменения очень серьезные, и придет человек, который готов к неменьшим изменениям, неменьшей работе.
Я некарьерный чиновник и некарьерный мэр, я не сильно сюда стремился. И прекрасно себя чувствую в заводских цехах. Поэтому не знаю. Еще рано принимать решения. Выборы в сентябре, наверное, весной об этом можно будет разговаривать.