С Юлией Николаевной Данковцевой мы встретились в школе после 7 урока. В глазах — ни следа усталости, приветливая улыбка, энергичные движения. У нас совсем немного времени на интервью. Учителю музыки нужно на репетицию концерта, посвященного 90-летию лицея №2. Только поздоровались, присели за парту — в кабинет стучатся ученики с инструментами в руках: «Юлия Николаевна, можно мы здесь порепетируем?»
— Расскажите, как выбрали свою работу? Мечта детства?
– Тогда все мечтали стать учителями, врачами и космонавтами. Это были престижные, уважаемые профессии. Моя сестра выбрала медицину, я — педагогику. В детстве я часто играла в учителя, рассаживала кукол, что-то объясняла им, и так делала свои уроки.
— Как давно вы преподаете?
– В этом году исполнилось 20 лет, как я стала учителем. Окончив Ярославское музыкальное училище имени Собинова, начала работать в Каменниковской школе, и очень благодарна моему первому коллективу — там в окружении замечательных людей я сделала первые шаги в профессии, приобрела опыт. Лицей — уже второе значимое для меня учебное заведение.
— Вы много работаете?
– Немало. Как и большинство учителей, чтобы обеспечить себе достойную зарплату, приходится работать на две ставки. Хотя для качества преподавания это неправильно. Во многом спасает накопленный за 20 лет опыт, но стандарты образования изменились, теперь нужно не только передать знания, а научить анализировать, делать выводы, давать оценку. Поэтому приходится перерабатывать свои учебные материалы.
— Из своих уроков музыки я только помню, как учили «Эх, дороги, пыль да туман…». Что сейчас поют в школе?
– Сегодня мой предмет совсем не тот, что был когда-то. Мы не только поем. Мы преподаем музыкальное искусство, учимся слушать классические произведения, проходим великих композиторов. Музыка – обязательный предмет с первого по девятый класс. Только у восьми- и девятиклассников он уже называется «Искусство» и включает также архитектуру, скульптуру, киноискусство. У нас и учебники есть. Интересные, с яркими иллюстрациями. Во время урока я стараюсь не ограждаться от детей отношением «учитель – ученики», а создавать неофициальную атмосферу, подходящую для беседы об искусстве, когда дети могут свободно рассуждать, рассказывать, что они услышали в том или ином произведении. И знаете, какие интересные мысли им приходят в голову!
— Вы стали учителем года, победителем среди рыбинских преподавателей и лауреатом на областном конкурсе. Что вы предложили в своей работе?
– Моя тема — «Развитие креативности» – это мой педагогический опыт. Я разрабатываю творческие задания для учеников (достает папку со школьными рисунками), вот мы придумывали афиши к балету Чайковского «Щелкунчик», вот проекты памятников Высоцкому, Цою, Бетховену, даже стихотворные строки посвящают.
Меня вдохновляет, если горят глаза учеников, если я вижу, что им интересен мой предмет. Безумно приятно, когда дети рассказывают, что ходили с родителями на балет или оперу.
— Считается, что вы педагог дополнительно образования. А приходится слышать от коллег и родителей, что ваш предмет – второстепенный и не так важен, как, допустим, математика?
– Да, мне это часто говорят. Люди забывают, что учителя не только дают образование школьникам, но и воспитание. На популярных телеканалах и радиостанциях нет классической музыки, не все дети ходят в музыкальные школы, и очень редкие семьи посещают оперы и симфонии. Мой предмет — практически единственное средство познакомить учеников с великими произведениями искусства, привить любовь к классической музыке. В 19 веке музыкальное образование было показателем воспитанности и культурности человека. Я надеюсь и верю, что мы вернемся к таким же понятиям и принципам.
Редакция газеты «Рыбинская неделя» поздравляет всех преподавателей без исключения с профессиональным праздником: учителей математики и физкультуры, биологии и музыки, и еще десятков других предметов. Ведь у ребенка, как у дерева, тысячи «веточек», и если каждой из них дать вырасти, он превратится в разносторонне развитую личность, интересного и творческого человека.
Олеся САГИТОВА