Туристический бизнес, если брать его применительно к Рыбинску, вызывает чувства противоречивые. С одной стороны, его развитие, безусловно, привлекательно. Туристы, приезжая к нам в гости, не только тратят здесь деньги, которые, в конечном счете, пополняют городскую казну. Они разносят славу о Рыбинске по всей России, делятся впечатлениями с родными и близкими, выкладывают в интернет многочисленные фотографии нашего города. То есть рекламируют город совершенно безвозмездно.
{image0} С другой стороны, насколько дорог нам проект развития въездного туризма? Настолько ли, чтобы вкладывать в него средства города и бизнеса?
Вопрос — нужно ли Рыбинску заниматься развитием въездного туризма? – мы задачи героям наших сегодняшних публикаций. И вот какие ответы получили.
Игорь Мяконьков, директор компании «Красная звезда»:
Проблема в том, что Рыбинск – самый обычный город в ряду других. Мы расположены не так близко к Москве, чтобы к нам можно было приехать на несколько часов. И в то же время, наш город не столь раскручен, как, например, Владимир, Суздаль или Углич. Поэтому развивать въездной туризм не так просто, как многим хотелось бы. Впрочем, я считаю, что развивать его не нужно. Почему? Постараюсь объяснить. {image2}
Туристическим объектом со временем станет Рыбинское водохранилище. Сегодня этот процесс находится в самом начале. Но первые отели, яхтклубы и туристические базы уже принимают гостей на берегу моря. Когда вся территория побережья будет застроена, Рыбинск в силу своей близости неизбежно начнет обслуживать туристов и отдыхающих. Люди станут ездить в наш город в кафе, магазины, клубы и рестораны, посещать выставки и музеи. Но этот процесс от самого Рыбинска практически не зависит.
Можно, конечно, создать для Рыбинска бренд, раскрутить его. И это не потребует гигантских денежных вложений, поскольку бренд – дело не денег, а креатива. Да и вкладывать миллионы в рекламу города, когда бюджет дефицитный, мне кажется неразумным. В конце концов, Рыбинск – не Мышкин, жителям которого хватает доходов, обеспеченных туризмом. Нам же с нашим населением, с нашей промышленностью нужно гораздо большее, нежели мелкий предпринимательский бизнес.
Вот сейчас в Рыбинске ремонтируют здания. Для кого? Для себя, а не для туристов. Власть благоустраивает дворы, строит дороги, открывает предприятия. Когда нам самим в городе будет жить комфортно, к нам потянутся и туристы. Как в Европе, где люди сначала создают условия для себя, а затем принимают гостей.
Большинство туристов стремятся на отдых туда, где удобно жить. И заодно можно посмотреть достопримечательности. Поскольку в Рыбинске нет таких уникальных туристических объектов, как Колизей или Гранд-опера, которые одним своим существованием привлекают любопытствующие массы, для нас важна среда обитания. А это требует вложения сил и денег не в развитие туризма, а в город, его благоустройство и его развитие.
Если говорить о собственно туризме, то это не творчество, это – бизнес. А у нас чаще понятие туризма сводится к изготовлению сувениров и торговле ими.
Но если говорить о собственно туризме, то это не творчество, это – бизнес. А у нас чаще понятие туризма сводится к изготовлению сувениров и торговле ими, к созданию неких экскурсионных программ. При этом большинство тех, кто занимается в Рыбинске туризмом, рассчитывают на поддержку бюджета. Но даже если рыбинская казна могла бы выделить на туризм какие-то деньги, они в развитии бизнеса не сыграли бы решающего значения. Потому что основа – это комфортная среда. А туризм вторичен. Нужно любить свой город, ухаживать за ним, развивать его. И туристы к нам придут сами по себе, без усилий местной власти и помощи бюджета. Но только тогда, когда Рыбинск будет к этому готов.
Константин Долгов, директор группы компаний «Снабженец»:
Что значит — развивать туризм? Туризм – это всего лишь разновидность бизнеса. И, как у любого бизнеса, к нему есть два подхода. Можно идти по любому из них, и обязательно придешь к успеху. Эквивалентом успеха является денежный доход. Объясню на примере московских автозаправок. Сегодня это почти произведения искусства. Здесь есть все, что может понадобиться в дороге автомобилисту. Это качество собирали постепенно и по крупицам, получив в результате удобства. И достигли успеха. Это один подход. Другой применили, построив самую обычную, почти затрапезную заправку. И установили на ней клетку с медведем. Народ валом валит только для того, чтобы посмотреть на зверя. И это тоже успех, но достигнутый с помощью креативного подхода.
{image1} Также и с туризмом. Можно тщательно и со вкусом строить гостиницы и прокладывать туристические маршруты. А можно родить идею. Есть, например, озеро Лох-Несс, о котором никто ничего не знал до той поры, пока не появились слухи о некоем морском чудовище. Давайте и мы придумаем красивую легенду, да еще с русским колоритом. Допустим, живет в районе Рыбинска четырехтонный сом Вася, который однажды попался в сети. Тащили улов тракторами, да от усердия перевернули машины. А сом ушел в Волгу, да так там и живет.
Таких идей может быть множество. Если хотя бы одну из них раскрутить, туристы поедут смотреть на легенду. А предприниматели, подхватив идею, создадут для них комфорт.
Ради чего сегодня стоит ехать в Рыбинск? Ради красивой чистой набережной? Таких, и даже лучше, по Волге много, и конкурировать с ними – дело затратное.
Когда ко мне приезжают гости, я вожу их на экскурсию по городу. В ее маршрут входит Рыбинское водохранилище, шлюзы, места, где снимали фильм «Двенадцать стульев», экспозиции Рыбинского музея-заповедника. Гостям интересно. Но они уже приехали в Рыбинск. А что сделать для того чтобы в Рыбинск приезжали новые и новые туристы? Показывать им место на Рыбинском море, где, может быть, живет сом Вася? Или сложить легенду о золотой рыбке, которая исполняет желания?
Допустим, живет в районе Рыбинска четырехтонный сом Вася, который однажды попался в сети. Тащили улов тракторами, да от усердия перевернули машины. А сом ушел в Волгу, да так там и живет.
Хорошая идея – Русская Атлантида. Потомки мологжан сегодня живут по всему миру, и я уверен, с удовольствием могли бы посетить родные места, ушедшие под воду. Наверное, многим было бы интересно побывать на родине знаменитого адмирала Федора Ушакова. Хороших идей много, но все они требуют промоутера, который мог бы их раскрутить.
Таких раскрученных брендов по соседству с Рыбинском уже много. Баба-Яга в Кукобое, музей мыши в Мышкине, резиденция Деда Мороза в Великом Устюге, Курочка Ряба в Ермаково Рыбинского района. В Кострому народ едет посмотреть на Снегурочку. И каждый оставляет там немалые деньги. В этом — суть туризма для любого города.
Дмитрий Сидельников, директор рекламного агентства «Мастер Графикс»:
Туризм – мечта идеалиста-патриота. Когда-то, в далекие времена, Волга, может быть, была для Рыбинска главной артерией, великой дорогой и матерью-кормилицей. Но с тех пор вместе с водой утекли и эти преимущества. Туристические маршруты составлены так, что большинство круизных лайнеров проходят мимо нашего города по ночам. Именно мимо. А останавливаются они в Ярославле, Мышкине и Угличе. Почему? Так когда-то сложилось, и сегодня «перезагрузить» турагентства, столкнуть их с привычных маршрутов очень трудно. Да и надо ли прикладывать гигантские усилия, не имея развитой туристской инфраструктуры? По сути, нескольких часов вполне достаточно для того, чтобы осмотреть рыбинские достопримечательности и побродить по купеческому центру. Что еще может предложить Рыбинск праздному отдыхающему? Разве что свои красивые окрестности, но это уже другая история. {image3}
Итак, для того чтобы туризм развивался, нужны объекты внимания, как то: музеи, в том числе интерактивные, экскурсионные маршруты по улицам, которые показать не стыдно. Еще нужны гостиницы, домашние отели, развитая сеть общепита. Одновременно всем этим заниматься невозможно. В итоге имеем замкнутый круг: пока нет туристов – не развивается сервис, пока нет сервиса – не будет и туристов. С чего начать? Наверное, на этот вопрос пытались ответить те, кто лет пятнадцать назад составлял первую городскую программу развития туризма. Идея эта тогда преподносилась как панацея: дескать, будут туристы – будут в бюджете деньги. Но подозреваю, что внятного ответа на вопрос «с чего начать» не дадут и современные чиновники. Потому что развитие Рыбинска связано не с туризмом, а с промышленностью. А туризм… Он нам не помешает. Но рассчитывать, что гости Рыбинска обеспечат городу процветание, было бы крайне наивно.
С другой стороны, туристы нам действительно не помешают. Более того, я уверен, что со временем теплоходы начнут приставать к берегам Рыбинска и днем, а туристские маршруты будут разрабатывать так, чтобы непременно попасть в наш город. Но для этого нужна экономическая предпосылка. Это значит, что однажды спрос на рынке туристских услуг должен развернуться в нашу сторону, и тогда бизнес сразу подхватит новый тренд, строя гостиницы и открывая рестораны. И даже, может быть, ремонтируя фасады старинных домов и участвуя в благоустройстве Волжской набережной. Потому что бизнесу все это будет выгодно.
Развитие Рыбинска связано не с туризмом, а с промышленностью. А туризм… Он нам не помешает. Но рассчитывать, что гости Рыбинска обеспечат городу процветание, было бы крайне наивно.
Наверное, этот счастливый момент можно было бы приблизить. Например, создать в администрации внятный отдел с достаточным финансированием, который смог бы объединиться с десятком местных предпринимателей. И ударными темпами разрабатывать программы, создавать маршруты и развивать туристическую тему. Но верится в это с трудом. Опыт быстро превращает идеалистов и скептиков. Наш удел – лебедь, рак и щука, которые тянут повозку в разные стороны. Или бюджетное «одеяло» — каждый на себя.
Олег Мазанов, директор туристической фирмы «Рыбинское бюро путешествий»:
В Рыбинске создана рабочая группа для продвижения малого бизнеса в сфере въездного туризма. Сколько уже было заседаний, сколько сломано копий! Анатомировали и препарировали этот процесс на заседаниях координационного совета по малому бизнесу, круглые столы проводили, а въездного туризма в Рыбинске – что уж там греха таить – как не было, так и нет. Может, отказаться, пока не поздно, от этой туристической мысли, да и заняться другим, не менее захватывающим и полезным делом? Тем более, что туризм в России вообще находится в загнанном состоянии.
{image4} Рыбинск никогда не позиционировал себя как туристический центр. Сначала — как торговый город, потом — как промышленный. Задачи стояли масштабные. Завод-гигант, авиационные двигатели — сотнями. Мы гордились тем, что пролетарии уважали город за эту промышленную мощь. И люди в Рыбинске привыкли себя уважать. Ценить свою историю. И, заметьте, заслуженно! Но эти оценки великого купеческого прошлого нельзя механически экстраполировать на все и навсегда. Где-то мы остались при той мощи. Но не в туризме. Его как такового и не было в Рыбинске. Но начинаешь с людьми разговаривать, а у них все те же имперские амбиции: вот мы, рыбинские, такие необыкновенные, у нас и в туризме должно быть что-то необыкновенное, краше которого нет больше нигде на свете. А в этой сфере амбиций быть не может. И традиций у нас никаких особенных нет.
Да, у нас великое прошлое. Но оно и в Костроме великое, и в Вологде великое. Мне представляется, что эти амбиции глаза застят, не дают трезво взглянуть на туристические возможности Рыбинска. Надо смотреть, какое у нас будущее. Откуда мы должны ждать туристов? Наверное, ближайший центр – это Москва. А вокруг Москвы, в радиусе 300 километров, каких только прославленных в истории городов нет: и Смоленск, и Тула, и Питер. А уж как заграница приблизилась! Практически до шаговой доступности. Дойти только до туристического агентства, или, не выходя из дома, заказать все, что душа пожелает.
А зачем ехать в Рыбинск? Чтобы посмотреть два гектара исторического центра? Особенно остро это ощущаешь, когда работаешь на туристическом рынке. Рыбинск оказывается для «исторических» туристов слишком мелким и далеким, дальше, чем заграница.
И вообще, нужен ли туризм Рыбинску? Может, ну его, отказаться от этой идеи? Я не отдельных предпринимателей имею в виду, а город в целом. Город должен зарабатывать деньги. Люди идут и получают доход, к примеру, на заводах. Налоги, добавочная стоимость – все в промышленности. Или, например, люди здорово преподают в университете, готовят крутых специалистов. А в туризме не работают, потому что там быстро не заработать. Это если говорить о серьезной прибыли. Не себе лично, а бюджету. Город, координационный совет предпринимателей, администрация – посмотрели бы и решили один раз: нужно нам это или не нужно? А если нужно, то давайте подходить к этому основательно, с научных позиций. И создадим отрасль. Ее надо создавать, сама она точно не родится. Может быть, хватит уже держаться за историческое прошлое? Кроме нас самих оно никому не интересно.
Вот о бизнес-туризме стоит говорить. Этот сектор более развит в городе, чем все остальные. Специалисты приезжают на предприятия, останавливаются в наших гостиницах. Все идет к тому, что Рыбинск будет развиваться как промышленный центр. Бизнес-туристы – очень ценные люди, они живут в городе подолгу, для них надо создавать инфраструктуру. И уже не надо напрягать мозги, как принять теплоход – этот турист сам приезжает, его принимает предприятие. Что и укладывается в концепцию развития города. И это не те туристы, которые едут в Мышкин. Перестаньте обольщаться, нам не стать ни Суздалем, ни даже Костромой. Но эти города не могут сравняться с нами по объему бизнес-туризма. Отсюда запрос на их обслуживание, то есть подготовка конференц-залов, офисов, которые можно сдавать под деловые собрания, а рядом – гостиницы для проживания.
Начинаешь с людьми разговаривать, а у них все те же имперские амбиции: вот мы, рыбинские, такие необыкновенные, у нас и в туризме должно быть что-то необыкновенное, краше которого нет больше нигде на свете. А в этой сфере амбиций быть не может. И традиций у нас никаких особенных нет.
А бизнес как грибы – растет там, где тепло и солнечно. Будет отрасль, будут производить сувениры и продавать их. Лишь бы в отрасли крутились значимые деньги. Город преобразился, улицы становятся прямыми, широкими. У города появляется вполне симпатичное лицо. Два года назад мы и не подозревали, что нам такое счастье привалит. Мы сами себе не верили, что можно развивать туризм. Но эти преобразования внушают оптимизм. Туризм и город – это одно и то же, две стороны одной медали. Какой город, такой и туризм.