С конца девяностых в России было закрыто почти 300 региональных аэропортов. По сути, сеть межрегионального воздушного сообщения фактически перестала существовать. Это прекрасно понимало руководство Ярославской области, когда решило ускоренно развивать аэропорт «Туношна», что под Ярославлем. При этом преследовались две задачи. Во-первых, аэропорт должен решить проблему транспортной доступности для бизнеса и населения. Во-вторых, удачное решение этой задачи обязательно станет мощным стимулом развития экономики региона в целом.
{image0} Как говорят в администрации области, четкие задачи для «Туношны» на 2012 год было обозначить непросто. Всего за один год надо было решить целый комплекс связанных между собой проблем, что должно было заложить необходимый фундамент для последующего развития аэропорта.
Во-первых, совместными усилиями следовало обеспечить «Туношне» федеральное финансирование. Дело в том, что и в России, и во всем мире основные инвестиции в инфраструктуру аэропортов никогда не производятся частными компаниями. Речь идет о реконструкции так называемых плоскостных сооружений (взлетно-посадочной полосы и сопутствующей инфраструктуры).
Во-вторых, в 2012 году перед аэропортом была поставлена задача достичь безубыточности по операционным расходам (текущая эксплуатация без учета инвестиций). И эта задача была выполнена, что стало возможным благодаря тому, что в 2012 году пассажиропоток превысил отметку в десять тысяч человек. Это абсолютный рекорд для «Туношны» за всю ее историю. В то же время и по грузообороту аэропорт под Ярославлем уверенно приближается к десятому месту в Российской Федерации.
Вот что рассказал о перспективах аэропорта «Туношна» его генеральный директор Олег Кочанов:
— На первоначальном этапе предполагаются в основном инвестиции из федерального и областного бюджетов, включая собственные средства аэропорта. При этом пока мы находимся на самой ранней стадии развития этого проекта. Создаем условия для прихода мощных стратегических инвесторов, которые специализируются в этой сфере деятельности.
Главная задача — это остановить развал предприятия, вселить надежду в персонал, подобрать новые кадры, а также разработать концепцию развития. В 2012 году аэропорт стал заметен на транспортной карте страны. Очень важным шагом стало активное развитие пассажирских перевозок, которых в Ярославле не было исторически.
Сейчас аэропорт осуществляет регулярные пассажирские перевозки. Привлекаются новые аэрокомпании. С финансовой точки зрения 2012 год был отработан очень успешно. В планах на год 2013-й — увеличить пассажиропоток минимум на 50 процентов. То есть довести его до 15 тысяч пассажиров в год.
Очень большую работу мы ведем по созданию на базе аэропорта сектора по переработке авиационных грузов. Сейчас основная деятельность «Туношны» — это отправка авиационных грузов из центра страны в регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Мы держим 70-80 процентов всего авиагруза, отправляемого туда из центра России. При этом нас интересуют грузы, ввозимые в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии и Европы. И в этом местоположение аэропорта «Туношна» и его возможности колоссальны. Не секрет, что московский авиационный узел уже себя исчерпал. Инвесторы это понимают.
На сегодняшний день нам фактически удалось договориться с двумя крупными операторами, работающими на грузовом рынке. Полагаю, в течение года мы окончательно выйдем на соглашение с ними. И эти инвесторы вскоре приступят к реализации планов по созданию на базе аэропорта крупных грузовых терминалов, способных обслуживать международные грузы.
Но перед этим необходимо, чтобы аэропорт смог принимать самые современные воздушные суда. Необходимо реконструировать взлетно-посадочные полосы, места стоянок для больших самолетов, комплекс рулевых дорожек. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Завершены проектные работы. В настоящее время проект проходит государственную экспертизу. Ожидаем, что она завершится к середине июня. После этого мы предоставим проект в Минтранс РФ.
Договоренности о выделении федеральных субсидий на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и других плоскостных сооружений уже достигнута. Следующий большой этап — строительство наземной инфраструктуры. Нынешний аэровокзал небольшой и уютный. Но в нем мы не можем себе позволить принимать большое количество пассажиров и международные рейсы. Так как имеющиеся площади не позволяют разместить специальные службы, такие как таможня, пограничный контроль и другие. В нынешнем году начнется проектирование нового здания аэровокзала. И в течение трех лет это здание уже должно быть построено.
Когда эти планы будут реализованы, Ярославская область будет связана воздушным сообщением с крупными промышленными и культурными центрами страны: Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Новосибирском, Сочи и другими. Также мы планируем связать наш регион с такими крупными транспортными узлами, как Франкфурт, Рига и, возможно, с Прагой. В результате область станет более доступной в транспортном отношении и более инвестиционно привлекательной. Во-многом решение этих задач позволит увеличить и поток туристов в наш регион.