Признаться, с некоторых пор Ярославль начал вызывать противоречивые чувства. С одной стороны, город этот — областной, при вдумчивом использовании вполне может дать куда как большую отдачу, нежели наш Рыбинск. И это хорошо. С другой – распирают его противоречия. И по вертикали власти, и по ее горизонтали. И это плохо. Потому как любые распри в барском стане известно на чьих чубах отражаются.
В апреле прошлого года наш областной центр перестал быть простой столицей Ярославского региона. И заимел репутацию российской столицы демократии. Не потому, что дышится здесь вольготней, чем в других частях нашей необъятной родины. И даже не из-за того, что всяческие свободы выбора, слова и прочие дары конституции здесь шире, чем во всей оставшейся России. Все гораздо проще. На здешних выборах мэра победил не член «Единой России». Более того, он победил вопреки желанию партии власти и громко хлопнув дверью на выходе из местной партячейки как раз накануне тех памятных выборов.
О том, как проходили сами выборы, без боли и тоски в душе истинного избирателя говорить даже начинать не стоит. Какие только приемы, приемчики и приемища ни устраивали политтехнологи, каких только разной силы соперников ни подсовывали будущему победителю! Избирательные штабы трещали от избытка желания замочить конкурентов если не в сортире, то хотя бы в отдельно взятом избирательном округе. А избирательные комиссии пухли от количества жалоб соперников. В такой борьбе не должно бы быть победителей. Но он был. Евгений Урлашов, экс-депутат ярославского муниципалитета, бывший член «Единой России», как-то уж очень вовремя покинувший эту партию, юрист и просто гиперактивный гражданин.
Если вы думаете, что конфликт – это отношения губернатора Лисицына с мэром Волончунасом, то вы ничего о конфликтах не знаете. Конфликт – это отношения мэра Урлашова с вышестоящей властью, независимо от имени-фамилии персоналий. Сразу после выборов ярославского градоначальника губернатора Вахрукова отправили в отставку. Истинную причину даже скрывать особенно не пытались – «награда» эта постигла Вахрукова за победу Урлашова. Назначенный вслед за Вахруковым Сергей Ястребов с первого дня своего правления автоматически попал в конфликтное поле боя за сердца и умы потерянного «Единой Россией» электората. Мало того, что ярославский мэр – не идейный соратник. Он, как Баба Яга из советского мультфильма, все время против. Против того, как делятся деньги дорожного фонда. Против отключения тепла за долги. Против отказа областной власти финансировать зарплаты ярославских учителей и врачей. Конечно, можно сказать, что Урлашов не против, а за. За дороги, тепло, зарплаты. За прочие блага, которые Ярославль может приобрести на деньги областного бюджета. Но если прочие начальники тихо-мирно сидят в своих муниципальных образованиях и, не повышая голоса, просят помощи, заранее готовые к отказу, и порой даже получают, то Урлашов молчать не будет. Он громко требует, а рейтинг его популярности тем временем растет. Ну, или, по крайней мере, не падает.
Не вдаваясь в тонкости чиновничьих ритуалов, скажем сразу: трепетная душа областного чиновника не привыкла к столь грубому обращению. Как так? Приличия не соблюдаются, президенту жалуется, прессу будоражит, добрые традиции нарушает.
Непорядок! – решили где-то там, на верхах. И выбрался вопреки, и требует слишком громко. Надо бы осадить.
И вот эта осада Ярославля длится практически с апреля прошлого года. Любые действия Урлашова проходят под дружный свист и улюлюканье. Незаконно установленные ларьки сносит? Прокуратурой его, прокуратурой! Дороги хочет ремонтировать? А нельзя, сезон-то уже кончился! Ну, и так далее по всем позициям.
Во всей этой истории есть еще одна линия. Ярославский муниципалитет – городские депутаты, выборы которых состоялись уже после избрания мэром Евгения Урлашова. Казалось – чего проще? Вот тебе кандидаты, вот – административный ресурс, которым не брезгуют пользоваться любые персоналии, причастные к власти, независимо от убеждений и партийных пристрастий. Но тут Урлашов, мягко говоря, заигрался. «Дело не в партиях, дело – в людях». Этот лозунг был провозглашен «Единой Россией» не от хорошей жизни (см. результаты партии на предыдущих выборах). Кто бы спорил, люди делают государства, области, города и партии, люди вершат политику и определяют экономику. Но люди, как и партии, бывают разными. И тут Урлашов, которого в наивности заподозрить трудно, искренне и пылко поддержал «Единую Россию». И получил еще одни конфликт – с муниципалитетом.
Сегодня мэр Ярославля воюет по периметру. Городские СМИ, которые Урлашов может контролировать, радостно заявляют о всяческих незаконных делах и делишках местных депутатов, подкрепляя свои сюжеты прокурорскими документами. Затем прокуратура бодро дистанцируется от документов, и народ остается в недоумении: то ли он украл, то ли у него украли, но дело было некрасивое.
Тем временем областные СМИ с не меньшим азартом доносят до изумленной публики о неких коррупционных чертах, обнаруженных то в лице одного подчиненного Урлашова, то в облике другого. Ну, а выводы о том, кого окружают столь сомнительные личности, народ должен бы делать, дескать, сам. И он делает. Все те же: «… но дело было некрасивое».
Собственно, к чему бы все это? Какое отношение ярославские «скандалы, интриги, сплетни, расследования» имеют к нашему спокойному Рыбинску? Ну, ведь и в нашей истории было немало скандалов. Последний, связанный с конфликтом губернатора Лисицына и главы Рыбинска Сдвижкова, еще не стерся из памяти народной, сколь бы короткой она ни была. И выводы мы уже сделали. Давно. О барских ссорах и чубах холопов.
Так что Ярославль с некоторых пор стал вызывать некоторые опасения. Вот утром открываешь интернет, читаешь областные новости, и сразу начинаешь за Ярославль переживать – как-то там поживает опальный мэр вместе со своим окружением? И не случилось ли чего скандального с депутатами ярославского муниципалитета? А самое главное – как поживает народ в Ярославле? По-прежнему, как в городе, который при вдумчивом применении может дать больше Рыбинска?