Рыбинцу Валерию Силаенкову уже исполнился семьдесят один год. Однако этот человек по-прежнему молод душой. И душа его тянется ввысь. Именно поэтому собственными силами Силаенков построил самый настоящий самолет-амфибию. И уже нынешней весной его полутораплан поднимется
в небо.
Капитан второго ранга
Офицеры Рыбинска Валерия Иосифовича Силаенкова любят и уважают. Он — кадровый морской офицер, капитан второго ранга в отставке. Взрослую сознательную жизнь, как считает сам Силаенков, он начинал в Рыбинске на катерозаводе «Вымпел». Молодого паренька оценили. Назначили заместителем начальника цеха. А потом на долгие годы судьба его связала с флотом. Закончил службу только в 1990-ом. Произошло это снова в Рыбинске, где Силаенков в последние годы своей воинской карьеры возглавлял группу военной приемки на знакомом с юности катерозаводе.
Заработав воинскую пенсию, последние двадцать лет Силаенков продолжает трудиться. После службы сначала занимал должность главного конструктора филиала кораблестроительного ЦКБ «Редан». Затем перешел в строительный бизнес, в котором продолжает работать и поныне. При этом не может обойтись без давних увлечений. С молодых лет его привлекают автомобили, охота. И с юности влюблен он и в авиацию. Еще в Брянске, во время учебы в школе, занимался в аэроклубе. После школы даже попытался поступить в летное училище. Но не прошел по конкурсу, который составлял тогда 18 человек на место.
Возвращение в небо
Вернуться к авиации в наши дни Силаенкову помог случай. Около пяти лет назад он познакомился с группой ребят, которые душой прикипели к авиаделу. Посмотрев, как другие строят себе самолеты и летают на них, капитан решил, что ему и самому пора вернуться в небо.
— Первым, кто подтолкнул меня к авиации, стал Сергей Черепанов, — рассказывает Валерий Силаенков. — Он сам пилот-любитель, руководит сельхозобъединением в Большесельском районе. Рядом с его угодьями близ деревни Девницы — небольшая площадка для посадки и стоянки самолетов, где в теплое время года частные гости —
любители малой авиации из Иванова, Владимира, Ярославля.
Большую помощь при строительстве самолета, по словам Силаенкова, ему оказали и ребята из Рыбинского аэроклуба. Поддержали и добрым словом, и дельным советом. Потребуется их поддержка и дальнейшем, когда весной нынешнего года новый самолет придется обкатывать и ставить на крыло.
Еще одним помощником стал руководитель водной базы на Рыбинском водохранилище, чемпион мира по самбо среди ветеранов Владимир Меледин. И здесь сотрудничество выгодно сразу для нескольких сторон. Меледин помогает в строительстве самолета, Силаенков — в модернизации водной базы. А выигрывают обычные рыбинские мальчишки, которые на водной базе, что напротив Перебор на Каменниковском полуострове, изучают водные и авиационные виды спорта. И это очень скоро им пригодится в армии.
Ожившая мечта конструктора
Помогли Силаенкову в создании самолета его собственные знания и опыт конструктора-кораблестроителя. Выбрал уже готовый и когда-то популярный проект полутораплана-амфибии. Такие самолеты могут взлетать и садиться, используя как грунт, так и водную поверхность. Шасси поднимаются и опускаются. Нижняя часть корпуса — лодка, по бокам на крыльях — поплавки. При этом верхнее крыло гораздо длиннее нижнего (отсюда — полутораплан). Ширина корпуса — метр двадцать. Длина самолета — восемь метров. Размах крыльев —
тринадцать. Самолет четырехместный. Его взлетный вес с пассажирами — 1100 килограмм. Без пассажиров и горючего — 690 килограмм. За счет оборотов винта самолет самостоятельно способен выходить на берег по пологому склону.
Как и его праобраз, строившийся в Советском Союзе в шестидесятые годы, собран самолет из композитных материалов.
Основа фюзеляжа — дерево. Обшит специальной авиационной фанерой. Для водонепроницаемости корпус обклеен стеклотканью с эпоксидной пропиткой. Основа крыла —
тоже дерево. А его обшивка — алюминиево-дюралевая. Единственным существенным отличием от проекта советских времен является двигатель. Раньше на аналогичные модели ставили отечественный М-11.
Теперь таких не найти. И Силаенков использовал современный японский двигатель «Субару». По своим техническим параметрам он схож с М-11. Только чуть мощнее и на 80 килограммов легче, что дает самолету дополнительные возможности. В том числе и по скорости. Взлетает амфибия, разогнавшись до скорости 63 километра в час. При такой же скорости и садится. Рассчетная крейсерская скорость в небе — 125-128 км/ч, максимальная — 140.
— Кто пробовал летать, тому сложно отказаться от этого удовольствия, — говорит Валерий Силаенков. — В небе чувствуешь простор. Вид сверху, с высоты 400-500 метров, просто сказочный. При этом все видно как на ладони…