В Ярославскую область приходят Lifan и Cadila Pharmaceuticals, готовится соглашение с «Роснефтью», уровень газификации села достигнет 85 процентов. О стратегических задачах и тактических нюансах работы исполнительной власти региона рассказал в своем первом большом интервью в качестве первого заместителя губернатора – председателя правительства Ярославской области Александр Князьков.
– Александр Львович, частные ситуации в районах и городах порой высвечивают общие проблемы. Скажем, какие выводы вы сделали из недавней нашумевшей истории с обрушением крыши дома в Ростове?
– Стоит напомнить подробности. Это произошло 11 февраля на улице Ленинской, 19, в двухэтажном доме, верхний этаж которого деревянный. Власти муниципального образования и управляющая компания не выполнили свою работу по очистке крыши от снега, который продавил покрытие, и крыша проломилась. Пришлось принимать экстренные меры. Сейчас дом полностью расселен: часть людей в гостинице, часть – у родственников. Естественно, все затраты несет муниципальное образование. Сейчас на месте ЧП работает вневедомственная комиссия, проходит экспертиза всех конструкций. В течение месяца анализ ситуации завершится. Разумеется, привлекаются необходимые ресурсы, в том числе из резервного фонда губернатора. Будет сделано все, чтобы создать пострадавшим людям удобные условия для жизни. А общий вывод состоит в том, что у нас огромная проблема с исполнительской дисциплиной. Решений принимается много, причем правильных, но зачастую они плохо выполняются муниципальными образованиями. Мы каждую пятницу проводим селекторные совещания, проверяем ситуацию, активно работает жилищная инспекция, создан специальный комитет по проверке дворовых территорий и крыш. Муниципальные образования представляют графики уборки снега, но не выполняют их. Считаю, что нужно жестко наказывать управляющие компании за невыполнение обязанностей. На первый раз – штраф до 500 тысяч рублей, на второй – подавать документы в прокуратуру о лишении лицензии на право деятельности этой компании. Эти меры мы будем принимать. И только так можно поправить ситуацию.
– Еще одна болевая точка – планы закрытия почтовых отделений на селе. Это же не просто учреждения, а, по сути, важнейший социальный объект для людей в глубинке.
– Это была полностью инициатива ФГУП «Почта России». На совещании губернатора с руководством регионального филиала почтовой службы принято решение, что никаких тотальных сокращений почтовых отделений не будет, все действия будут согласовываться с муниципальными образованиями, с населением. Дополнительно «Почта России» запускает пилотный проект по внедрению мобильных почтовых комплексов, которые будут работать в почтовых отделениях, закрытых ранее. Кроме того, почтовая служба совместно с правительством разрабатывает программу создания многофункциональных центров в районах. В них будут предоставляться госуслуги, а также банковское и почтовое обслуживание. Программа заработает в этом году.
– Октябрьский мост в Ярославле под угрозой закрытия. Требуется капремонт, а денег у города нет. Какие просматриваются общие подходы к решению таких «головоломок»?
– Проблема страшно запущена. В области – 596 мостов и переходов, и 220 из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Для того, чтобы привести их в порядок, нужно около 12 миллиардов рублей. А годовой объем регионального дорожного фонда – 4,5 миллиарда рублей. Без федерального участия и софинансирования невозможно что-либо сделать, в том числе и Ярославлю. Поэтому мы и приступили к разработке программы, рассчитанной на 10 лет, в активном контакте с Минтрансом России.
Необходимо провести обследование Октябрьского моста, разработать докуметацию на его реконструкцию, которую мы оцениваем в полтора миллиарда рублей. После этого правительство области будет добиваться включения моста в федеральную программу. Но уже в этом году за счет выделенных Ярославлю из Дорожного фонда 350 миллионов рублей нужно провести ямочный ремонт с ограничением движения грузового транспорта. Проблемным является и Волжский мост в Рыбинске: он сильно изношен, требуется порядка 3 миллиардов рублей. Следует сказать и о Юго-Западной окружной дороге и путепроводе в Полянках, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Мэрия Ярославля не имеет возможности выполнить ремонты, поэтому в ближайшие 2 – 3 месяца планируется передать дорогу на баланс области. Когда мэрия передаст путепровод, мы приступим к его ремонту незамедлительно.
– В 2013 году «Газпром» ввел режим экономии ресурсов и сократил многие региональные программы. В итоге пришлось искать компромисс. Как будет продолжаться газификация территорий?
– Действительно, это был тревожный момент. Но нам удалось найти понимание по всем вопросам. Благодаря соглашению между правительством области и ОАО «Газпром» важнейшая социально-экономическая задача газификации будет продолжена. И в 2013 году эта программа будет работать, деньги на 2013 – 2015 годы «Газпром» выделил в полном объеме – 1,1 миллиарда рублей плюс софинансирование области. Благодаря этому будет построено семь межпоселковых газопроводов в шести районах: Переславском, Ростовском, Мышкинском, Рыбинском, Пошехонском, Ярославском. Это даст возможность обеспечить газом более 6 тысяч домовладений.
Порядка 16 тысяч человек улучшат свои жилищные условия. Реконструкция ГРЭС «Ананьино», которую сейчас ведет «Газпром», позволит полностью запитать газом технопарк «Новоселки» и часть Ярославля. Отмечу, что в предыдущие годы сделано много по газификации сельской местности: у нас она составляет 72 процента при среднероссийском уровне 63 процента. И теперь есть возможность еще более продвинуться в этом направлении: к концу 2015 года мы выйдем на 85 процентов.
– В 2012 году рейтинг инвестиционной привлекательности области шел вверх. Какие инвесторы имеют планы «приземлиться» в регионе в ближайшей перспективе?
– Мы провели переговоры и подписали протокол с холдингом «Русские билеты» о строительстве в Некоузском районе лесоперерабатывающего завода. Он будет перерабатывать отходы древесины и превращать в экологически чистые гранулы, которые потом можно будет использовать в котельных. Эта технология популярна в Европе, думаю, так будет и в России. Также к нам проявила интерес индийская компания Cadila Pharmaceuticals, которая видит успехи нашего фармкластера и хочет построить завод. Соглашение о сотрудничестве также подписано. Идут активные переговоры с автоконцерном Lifan, одной из крупнейших компаний Китая. Она намерена разместить автомобильное производство на площадке МЗДХ, которая расположена в Дзержинском районе Ярославля. Инвестиции – это развитие, налоги, которыми потом финансируются соцпрограммы. В конечном счете – рост благосостояния людей.
– Каких целей планируется достичь в социальной сфере в этом году?
– В конце января подписан договор с Министерством образования РФ о финансировании материально-технической базы школ. Регион получит 276 миллионов рублей. С учетом того, что в областном бюджете заложено на эти цели 130 миллионов, получается более 400 миллионов рублей. Мы сможем капитально отремонтировать 45 школ, порядка 40 пищеблоков, провести высокоскоростной интернет, оснастить специальные кабинеты в рамках образовательных программ. Очень значим для региона спорт. Недавно открыт каток в Переславле, а сейчас идет строительство стадиона в Ростове и культурно-спортивного комплекса в поселке Ивняки. Могу сказать, что самые сложные проблемы – инфраструктура, ЖКХ, дороги. Вот здесь мы будем активно «догонять» ситуацию, наверстывать упущенное, наращивать инвестиции, в том числе и через механизм ГЧП.
А задача номер один для нас – выполнение всех социальных обязательств. Поэтому мы приняли социально ориентированный бюджет на ближайшее трехлетие. Ярославская область и дальше будет держать курс на выполнение всех майских указов президента России, во многом – опережающими темпами. Это самый точный и перспективный ориентир.